Нацкомфинуслуг Украины разработал механизм страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой. По мнению чиновников, в страховании аграриев нужно утвердить единый подход путем принятия документа, позволяющего начать деятельность по страхованию будущего урожая озимых зерновых от сельскохозяйственных рисков на весь период выращивания.
В обнародованном на сайте ведомства проекте распоряжения комиссии «О некоторых вопросах осуществления страхования посевов и будущего урожая озимых зерновых сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой от сельскохозяйственных рисков на весь период выращивания» изложены условия страхования посевов и будущего урожая, стандартные страховые тарифы, форма стандартного договора страхования, акт осмотра посевов озимых, инструкция по заполнению такого акта.
Так, страховой тариф предлагается установить одинаковый для всех участков с посевами застрахованной культуры в пределах отдельной административно-территориальной единицы. Размер страхового платежа должен указываться в договоре. Оплату производить одноразово. Договор набирает силу со дня внесения страхового платежа на текущий счет или в кассу страховщика и действует до завершения сбора урожая застрахованной культуры, но не позже 10 августа года заключения договора.
Эксперты положительно оценивают намерения государства по введению агрострахования.
По оценкам генерального директора ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) Владимира Лапы, агарострахование — идея хорошая и своевременная, потому что фактор погоды существенно влияет на урожайность сельскохозяйственных культур. «Если в степной зоне урожайность составляет 25 центнеров с 1 гектара, то в лесостепной — 30 центнеров и больше. Очевидно, что это из-за погоды. В прошлом же году от засухи урожай недополучила вся степная зона — как минимум 5 миллионов тонн зерна», — детализирует генеральный директор «УКАБ».
Впрочем, говорят эксперты, чтобы механизм страхования сработал на украинских нивах, нужно решить ряд проблем.
Во-первых, тарифы на страхование должны быть разными для каждого региона. «Ведь одно дело страховать риски в Черниговской области, а другое — Херсонской», — говорит «Дню» Лапа.
Во-вторых, должно вырасти число надежных страхователей. «Не так много агрокомпаний страхуют свои риски, но те, которые это делают, выбирают тех игроков, которые доказали свою эффективность. Поэтому важно, чтобы страховой пул добросовестных участников рынка расширялся», — продолжает Лапа.
В-третьих, раньше агростархование сдерживала норма о 100% подписке страхового тарифа сельхозпроизводителем, а потом когда-то государство возместит часть этих средств. «Но всегда были проблемы с бюджетным финансированием. Поэтому нет 100% гарантии, что это возмещение будет своевременным. Если же бы сельхозпроизводитель платил 50% необходимой суммы, а остальные страховщику перечисляло государство, тогда заинтересованность сельхозпроизводителей была бы значительно больше», — добавляет Владимир Лапа.
Приветствует инициативу госучреждения и председатель Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Иван Томич. В бюджете на 2004—2005 год уже закладывали средства на подобные цели, говорит он. Тогда это оказалось эффективным. «Но пока доля государства в аграрном страховании не будет как минимум 50%, то и эффективности никакой не будет. Кроме того, должна быть прозрачная система со стороны страховых компаний и их ответственность», — называет эксперт основные, по его мнению, условия успешной реализации агростархования в Украине. «Пока таких шагов со стороны страховщиков практически нет. Поэтому эффективность страховой деятельности в сельском хозяйстве, особенно культур — очень низкая. И это значительная проблема для большинства мелких сельхозпроизводителей», — рассказывает он. Производители и страховщики должны чувствовать, продолжает Томич, что бюджетная поддержка этого вида страхования будет длительной — как минимум 5 лет. «С другой стороны, нужно профессионально совершенствовать и готовить страховые договоры со стороны страховых компаний, потому что, как правило, большая часть договоров нарушается страховыми компаниями, а не товаропроизводителями. Поэтому товаропроизводители мало доверяют страховой деятельности», — суммирует он.
Еще одно, добавляет Томич: никто не знает, в каком регионе может быть стихийное бедствие или сложные климатические условия. Поэтому нужно страховать подавляющее большинство сельскохозяйственных производителей, говорит он. Причем не только от рисков катаклизмов и природных условий, добавляет он, но и от участия в финансовых операциях на рынке с банками и другими финансовыми структурами.
По оценкам экспертов, потребности рынка в агростраховании незначительные. «Если не устранят упомянутые проблемы, то рынок будет потреблять не более 20-30 миллионов гривен. В случае их устранения готов будет потребить и 100-150 миллионов гривен», — прогнозирует Владимир Лапа. Сами эти средства следует искать в бюджете, чтобы сохранить будущие урожаи, говорят эксперты.
Между тем, невзирая на определенное недоверие к агрострахованию сельхозпроизводители предпочитают больше инвестировать в обработку одного гектара. По словам министра аграрной политики и продовольствия Николая Присяжнюк, в этом году аграрии вложили в 1 гектар земли на 300 гривен больше, чем в прошлом году. «В этом году в 1 гектар украинской земли аграрии вложили 1900 гривен, что на 300 больше, чем в прошлом. Это свидетельствует о том, что сельхозпроизводитель понял, что необходимо вкладывать средства в техническую переоснастку, закупку удобрений, высококачественных семян и тому подобное. Потому что в итоге он получит значительно более высокий доход», — рассказал министр. По его словам, выжить аграрию сегодня помогает механизм складских расписок, ведется работа с банками по удешевлению кредитов, готовится к открытию Земельный банк. К этой работе должны приобщиться и зернотрейдеры. «Сейчас очень важно, чтобы зернотрейдеры финансировали не только приобретение готового зерна, но и будущий урожай. Для этого в Украине уже готовится законопроект о защите инвестиций в аграрный сектор», — прибавил он. Кроме того, аграриям обещают поддержку на внешних рынках, а сама Украина будет проводить уверенную — даже агрессивную — политику в его зерновом сегменте. «Страны Восточной и Юго-восточной Азии, Ближнего Востока, Северной и Центральной Африки требуют увеличения импорта для наполнения местных рынков, и это должно быть украинское зерно. Наша задача — максимизировать экспорт», — добавляет Присяжнюк. Напомним, что по предварительным оценкам ожидается собрать 53—54 миллионов тонн, из которых на экспорт отправят рекордные 28 миллионов тонн зерна.