Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Стратеги вчерашних боев»

Эксперты — о роли экономических санкций в усмирении агрессии тоталитарных государств
23 сентября, 2014 - 12:51
ФОТО REUTERS

Минувшая пятница принесла противоречивые новости из столицы США Вашингтона, где в тот день находился Президент Украины Петр Порошенко. Комитет по международным делам сената США единогласно проголосовал за законопроект, предусматривающий введение дополнительных санкций против оборонного и энергетического секторов экономики России, а также за увеличение военной помощи Украине.

В тот же день президент США отказал Украине в просьбе предоставить ей особый статус союзника, не являющегося членом НАТО. По словам Порошенко, Барак Обама пояснил такой ответ тем, что Украина уже сотрудничает с США на особом уровне. «Уровень сотрудничества в сфере безопасности и обороны намного выше, чем просто особый статус союзника, не входящего в НАТО, например, предоставленный Аргентине, — изображал Порошенко хорошую мину при плохой игре, — и мы уже работаем в особом статусе стратегического партнера США и в сфере обороны, и безопасности, и, я думаю, что это более эффективно».

Нельзя обойти и прозвучавшее в ту же пятницу высказывание российского министра энергетики Александра Новака. Оно, пусть и не в полной мере и не так уж правдиво, но все же иллюстрирует эффективность санкций, принимаемых Западом в ответ на агрессию Москвы против Киева. Министр утверждал, что санкции против российских нефтяных компаний не повлияли на цены на нефть. «На сегодняшний день точно не повлияли», — повторил он. По его словам, эта тема обсуждалась, но речь идет о корректировке баланса спроса и предложения, учитывая «осенний» фактор. Кроме того, на цены повлияло замедление экономического роста в еврозоне и в Китае относительно плановых показателей. Словом, все эти санкции, хочет сказать А. Новак, России, на самом деле, до лампочки.

Как ни удивительно, в чем-то подобные оценки можно было услышать в конце минувшей недели и в Национальном институте стратегических исследований. Там проходил круглый стол «Экономические санкции против Российской Федерации: эффектность и эффективность». В частности, его модератор, заместитель директора НИСИ Ярослав Жалило, отметил, что «реакция в мире на агрессивные действия России против Украины, как мы знаем, вылилась в несколько волн экономических санкций. И фактически можно говорить, — продолжал известный эксперт, — что это отражает веру в силу экономического давления... в то, что после этого «небольшого экономического недоразумения» можно будет возвратить мир и, в частности, европейский регион, к той ситуации стабильности, которая возникла после Второй мировой войны».

На пятерку, по словам руководителя отдела внешнеэкономической политики НИСИ Александра Шарова, сработали только санкции против Либерии. На четверку — против Сьерра-Леоне. Все остальные получили не выше тройки, а большинство — двойки или единицы, или вообще не оправдали себя. Годами не дают ожидаемого эффекта санкции против Северной Кореи, Зимбабве, Сомали и многих других стран. Тем не менее, хотя санкции и представляются не очень эффективными, их продлевают, поскольку во многих случаях их эффективность как бы скрыта — они дают свой постепенный эффект много лет спустя

По экспертному мнению Я. Жалило, «эта вера является несколько ошибочной, и фактически авторы той геостратегии, выстраивающие сегодня нынешнюю и завтрашнюю политику в треугольнике ЕС — Украина — Россия, готовят стратегии вчерашних боев». Он объясняет смысл санкций: «Они не направлены на то, чтобы сделать кому-то хуже. Мировые и украинские экономические санкции должны осуществляться для того, чтобы достичь главной цели: завершения конфликта и заключения мира в регионе, сохранения суверенитета нашего государства». Однако, по словам ученого, при этом нужно думать и о долгосрочных последствиях: «каким будет мир, какими будут в нем товарные потоки, и на каких началах он будет строиться».

НЕУДАВШИЕСЯ САНКЦИИ

Руководитель отдела внешнеэкономической политики НИСИ Александр Шаров подчеркивает: анализ международных санкций свидетельствует, что лишь примерно треть из них дает ожидаемый эффект и позволяет хотя бы наполовину достичь поставленной цели. Ссылаясь на данные Женевского института экономических исследований, он рассказывает об эффективности санкций, принимавшихся международным сообществом в нынешнем столетии. На пятерку, по его словам, сработали только санкции против Либерии. На четверку — против Сьерра-Леоне. Все остальные получили не выше тройки, а большинство — двойки или единицы или вообще не оправдали себя. Годами не дают ожидаемого эффекта санкции против Северной Кореи, Зимбабве, Сомали и многих других стран. Тем не менее, хотя санкции и представляются не очень эффективными, их продлевают, поскольку во многих случаях их эффективность как бы скрыта — они дают свой постепенный эффект много лет спустя.

«Экономические санкции — это элемент общей политики против страны-нарушителя, страны-агрессора, страны, поддерживающей террористов, — отмечает А. Шаров. — И если с этой точки зрения рассматривать Россию, то становится понятно, почему наши западные партнеры не очень заинтересованы в том, чтобы вводить санкции против нее, почему тормозят их, вводят не самые жесткие, а ужесточают постепенно. Нам может казаться, что они чего-то опасаются. Но мировой опыт показывает, что санкции действуют не только тогда, когда они вводятся, а еще сильнее — когда ими только угрожают. И если угроза не срабатывает, примерно в 90 случаях из 100 не сработает и их реализация. Как в этих условиях вести себя Украине, спрашивает эксперт. Вводить ли против России свои санкции или считать соответствующие меры не санкциями, а просто мерами экономической обороны, которые могут быть и более жесткими и не столь сильными, как санкции»? «Это просто другие инструменты экономической войны, которые нам нужно предложить нашему правительству», — отмечает ученый.

«Страны-лидеры сегодня стоят перед необходимостью пересмотреть структуру своих национальных экономик, — говорит проректор Дипломатической академии при МИД Украины Наталия Татаренко и спрашивает: — Вы не думаете, что санкции США против России направлены на то, чтобы выдворить российские капиталы, наводнившие эту страну и уже сегодня оказывающие немалое влияние на то, как должны себя вести в финансовой сфере сами США? Не думаете ли вы, что только мощные страны могут позволить себе применять эти санкции? Национальные экономические интересы размещаются на вершине пирамиды событий, происходящих в каждой стране.

Экономический национализм во всех странах обостряется, но реализуется в скрытой форме, а позволить его себе могут только мощные страны, констатирует Н. Татаренко. Возьмем Германию. Она декларирует свою поддержку Украины, свое неприятие российской агрессии. Но отстаивает в первую очередь собственные экономические интересы. А Украина способна не на экономические санкции, а лишь на политические акции». По мнению дипломата, строительство нашего государства заключается в том, что мы должны опираться на собственные силы. А для этого пересмотреть структуру экономики, потому что наши санкции в отношении России не такие болезненные для нее, как ее санкции против нас. «При этом санкции России свидетельствуют о том, что наша экономика устарела, что мы привязаны к России, — утверждает проректор и спрашивает: — Почему у нас до сих пор не сформулирована стратегия национального экономического развития?»

РАЗВАЛ ДЛЯ КРЕМЛЯ

Директор Института глобальных трансформаций Алексей Семений рисует два сценария возможных действий Украины. Один он называет «просто вылезти из нынешней мясорубки», выжить, найдя какое-то решение с Российской Федерацией. Второй, более глобальный и, по мнению директора института, базовый: Украина как передовой отряд Запада принимает участие в эскалации напряженности с конечной целью развалить Россию. Он призывает сделать выбор между этими вариантами действий и упрекает правительство в том, что оно до сих пор не выявило и не использует те болевые точки России, по которым Украина могла бы ударить в рамках первого или второго варианта действий. Семений эти точки знает и называет среди них промышленные цепочки, особенно по военно-техническому сотрудничеству, которые мы должны ломать, если это критично для России, а также просить Запад, чтобы Украину включали в цепочки, из которых будет исключаться Россия. Особенно эффективным для Украины был бы отказ от обслуживания ядерных боеголовок, что до сих пор делает днепропетровский «Южмаш». Это позволило бы, по мнению А. Семения, «сделать большие дыры в ядерном щите России».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ