В минувшее воскресенье в Украине начался отопительный сезон. Но эта хорошая новость еще не причина для всеобщей радости. Социальные объекты — школы, детсады, больницы — должны быть подключены к теплу в случае понижения температуры в помещениях до 16 градусов, говорится в сообщении на сайте Кабмина, — а объекты жилого фонда получат тепло при (средней) температуре ниже 8 градусов в течение трех суток». Но метеорологи объявили: идет бабье лето. Так что с теплом в квартирах, скорее всего, еще придется подождать.
КАРТИНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
При этом в правительстве подчеркивают, что обеспечение потребителей теплом и горячим водоснабжением является прямой и полной ответственностью местной власти, как и формирование тарифов за потребленные энергоносители. Мол, правительство уже сделало все от него зависящее: запасы газа и угля в стране вполне достаточны. И премьер-министр Владимир Гройсман уверяет, что оснований для повышения цены на газ в Украине сейчас нет, и поэтому на местах нельзя допустить роста цен на тепло и горячую воду. «Рассчитываю, что местные руководители ответственно отнесутся к этому и не позволят себе никаких повышений», — подчеркивает премьер, явно снимая ответственность за возможное повышение тарифов с правительства и полностью перекладывая ее на местные власти.
Между тем нарисованная главой правительства благостная ситуация в сфере теплоснабжения далеко не полностью соответствует действительности. Контраргументы для сказанного Гройсманом можно найти в сообщении пресс-службы «Киевэнерго», где сообщается, что в столице тепло уже начали получать детсады и медицинские учреждения. Дата подключения других объектов социальной сферы столицы, а также бюджетных организаций и учреждений пока остается неопределенной. При этом в компании добавляют, что не могут гарантировать качество и бесперебойность отопления бюджетных организаций в этом сезоне. Проблема в Киеве (и не только) состоит в том, что правительство не ликвидировало разницы между закупочной ценой газа и той, которая предусмотрена в тарифе.
КОНТРАРГУМЕНТЫ
«НАК «Нафтогаз Украины», — объясняют в «Киевэнерго», — продает компании природный газ для отопления бюджетных организаций по цене 7,9 тысячи гривень за тысячу кубометров, а в тарифе на производство теплоэнергии его стоимость составляет 4,94 тысячи гривень.
Как сосчитали в «Киевэнерго», такая разницы оборачивается для компании ежедневным фактическим ущербом от поставок тепла только социальным объектам столицы в 1,2 миллиона гривень. По мере похолодания эти убытки будут расти. К концу этого года они могут превысить 540 миллионов гривень. Причем источник погашения ущерба не предусмотрен ни в городском, ни в государственном бюджетах, отмечают в «Киевэнерго» и не исключают, что в этом отопительном сезоне может пострадать «качество и бесперебойность обеспечения теплом бюджетных организаций».
Правда, в эти дни киевлян обрадовала Национальная комиссия, регулирующая сферы энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКП). Она понизила тариф «Киевэнерго» на централизованное горячее водоснабжение для населения на 4,5%, а также на 2% снизила ставку тарифа на отопление. Но киевлян такое решение вряд ли спасет, поскольку тарифы на горячую воду и тепло остаются крайне высокими из-за цены газа. Зато существенно вырастут убытки «Киевэнерго», что создаст компании трудности в ее операционной деятельности, включая расчеты за газ и подготовку теплосетей к отопительному сезону 2018—2019 годов.
НА КОГО «ПОВЕСИТЬ» ДОЛГИ?
Причем трудности киевского энергомонополиста не стоит даже и сравнивать с проблемами предприятий теплокоммунэнерго в регионах, где гораздо больше людей, чем в столице, не в состоянии оплачивать коммунальные услуги. В результате, субсидии, то есть бумажные расчеты, составляют в регионах гораздо большую долю в доходах теплоснабжающих предприятий (ТКЭ), чем в столице.
Как рассказывает эксперт по энергосбережению Святослав Павлюк, на начало сентября, сумма совместных протоколов ТКЭ с «Нафтогазом», подписанных по факту предоставленных населению услуг, составляла около 30 миллиардов гривень. Это говорит о том, что к концу сентября все выделенные субсидии были выбраны.
«В чем тут проблема, — спрашивает Павлюк и разъясняет: — Сегодня у нас впереди еще два с половиной месяца отопительного сезона этого года — октябрь, ноябрь, декабрь. Предприятие ТКЭ должно купить газ, доставить к потребителю тепло, выставить счета и получить оплату. Между покупкой газа и ее получением — полтора-два месяца. К тому же протоколы, фиксирующие расчеты за субсидиантов (а их 40%), подписываются через один-два месяца после того, как услуга по отоплению оказана. Получается, что в январе, а то и в феврале оплачиваются счета за декабрьский газ». «И такая ситуация, когда мы долги за два месяца минувшего года втягиваем в бюджет следующего года, повторяется ежегодно», — констатирует эксперт.
«Если смотреть с точки зрения финансовой дисциплины, то и в этом году у нас в декабре, ноябре и октябре практически не из чего будет платить субсидии, хотя этих денег вообще практически не существует, — говорит эксперт. — Нам нужно или добавить миллиардов 25, или мы их опять перетянем в следующий год. И в следующем году опять окажется, что из 55 миллиардов заложенных в бюджет и назначенных субсидий (хотя отопительный сезон еще не закончился) больше половины денег уже нет».
«Пока система субсидий не изменится, мы ежегодно будем дискутировать по поводу реструктуризации долгов, уверен Павлюк. — Но при этом мы не решаем кардинальным образом, как остановить их наращивание».
ВЛЕТЕТЬ В МИНУСЫ
Он также отмечает в качестве негативного и даже опасного фактора то, что до сего времени для предприятий ТКЭ не определена цена газа. В связи с этим неизвестно также, какой будет цена тепла для населения. «В результате предприятия могут влететь в огромные минусы, — предполагает Павлюк, — и в следующем году опять будем говорить о реструктуризации и думать, на кого бы списать долги».
Эксперт подчеркивает, что в стране очень медленно решается вопрос монетизации субсидий. Он согласен, что это очень сложная задача. Но отмечает, что пока она не будет решена, добиваться существенной экономии тепла и газа будет очень сложно. «Пока не начнем переносить средства, выделяемые на субсидии, на меры по термомодернизации, будем вечно гоняться за собственным хвостом», — убежден Павлюк.
«ТЕПЛЫЕ КРЕДИТЫ ПОСТОЯННО ЗАКАНЧИВАЮТСЯ»
На эту проблему обращает внимание и эксперт по энергосбережению общественной сети «Опора» Татьяна Бойко. «Потребитель, — по ее мнению, — должен полностью доверять тарифам, верить специалистам, которые их определили. Он также должен быть увереным, что к его дому будет своевременно подано качественное тепло. В таком случае он, в свою очередь, должен отвечать за объем собственного потребления и платить за полученные услуги, но при этом еще и думать о том, как сократить потребление».
«Мы надеялись, что реформа и введение единой цены на газ сделает эту формулу реальной, что все именно так и будет», — рассказывает Бойко. Но, по ее словам, оказалось, что единой цены на самом деле нет, а появилась формула «Хаб+». «А может, должна быть «Хаб-»? — спрашивает активистка. Но, по ее словам, «Хаб+» дает повышение цены газа еще на 19% и резкое увеличение количества субсидиантов — до 60%.
«А если мы выйдем на рыночную цену, тогда, возможно, при нынешнем уровне жизни даже 70% украинцев будут жить на субсидии, — озабочена Бойко, — И правительство уже заявляет, что мы не готовы не только к рыночной цене, но и к цене «Хаб+» и что мы не можем выполнить свои обязательства перед МВФ, потому что у нас большое количество бедного населения. И это правда. Но для чего тогда нужно было рисовать эту картинку и обещать, что мы к ней идем... Очевидно, что в таких условиях люди не могут доверять ни цене на газ, ни тарифам на тепло. А имеющиеся инструменты для повышения энергоэффективности не работают... Теплые кредиты у нас постоянно заканчиваются. И сейчас эта программа практически не работает. Мы входим в отопительный сезон без программ энергоэффективности.