Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Судебный поединок в Стокгольме начнется через год

Эксперт уверен: Украина может победить
3 февраля, 2015 - 12:17

Арбитражный лед, похоже, тронулся. Соответствующий институт Торговой палаты Стокгольма 11 декабря 2014 года сформировал состав арбитров по спору между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». Устные слушания, как считают в «Газпроме», состоятся не ранее февраля-марта 2016 года.

Напомним, 16 июня 2014 года «Газпром» обратился в Стокгольмский арбитраж с иском о взыскании с НАК «Нафтогаз Украины» неоплаченной задолженности за природный газ и процентов за эту задолженность на более чем $4,5 миллиарда. В тот же день «Нафтогаз» подал иск о ретроактивном изменении цены на газ, возмещении всех переплат, осуществленных им с 20 мая 2011 г. в размере не менее $6 миллиардов, и отмене положения контракта, запрещающего реэкспорт. 1 июля НАК и «Газпром» предоставили ответы на иски другой стороны. 21 июля два дела в арбитраже были консолидированы.

Кроме того, сообщает «Газпром», «Нафтогаз Украины» 13 октября прошлого года обратился в Стокгольмский арбитраж с иском о ретроактивном пересмотре транзитного контракта на 2009—2019 годы. Заявитель, сообщает российский монополист, просит признать, что права и обязанности НАК «Нафтогаз Украины» по транзитному контракту на 2009—2019 годы подлежат передаче ПАО «Укртрансгаз». Кроме того, он предлагает, чтобы некоторые положения контракта, которые будут впоследствии уточнены, были признаны недействительными и/или недействующими и были дополнены или заменены положениями, которые будут уточнены в соответствии с энергетическим и антимонопольным законодательством Украины и Европейского Союза.

«Нафтогаз» хочет получить от «Газпрома» компенсацию за непредоставленные для транзита объемы газа в сумме $3,2 миллиарда, а также проценты на эту сумму. Он предлагает признать, что транзитный тариф в контракте должен быть изменен таким образом, как будет указано в дальнейших письменных заявлениях НАК «Нафтогаз Украины» в соответствии с основными принципами шведского контрактного права. «Газпромпром» оценивает предварительную сумму требований «Нафтогаза» в $6,2 миллиарда.

В комментарии, присланном в «День», член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий КОРОЛЬЧУК отмечет, что существующий транзитный договор с «Газпромом» действительно предусматривает транзит российского газа в объеме 110 миллиардов кубометров. «Но ключевое слово здесь предлог «до», который стоит в контракте перед приведенной цифрой и означает, что Россия может транспортировать и 10, и 60, и 110 миллиардов кубометров», — уточняет эксперт. «Безусловно, такой договор не является выгодным для Украины, — констатирует Корольчук и продолжает: — Но он был подписан, и до 2019 года Россия имеет юридическое право его не менять».

Эксперт называет сомнительным требование «Нафтогаза» к «Газпрому» привести контракт к условиям третьего энергетического пакета ЕС. Обосновывая это утверждение, он подчеркивает, что Украина еще сама юридически и законодательно не готова к выполнению третьего энергопакета, а Россия вообще его не признает и, к тому же, не является участником Энергетического сообщества.

Более того, Корольчук уверяет, что Стокгольмский арбитраж не имеет никакого юридического права трактовать третий энергопакет и заставлять какую-либо компанию его выполнять. По его мнению, судьи Стокгольмского арбитража будут рассматривать «исключительно существующие условия договора, существенные изменения экономического характера договора».

Корольчук высказывает сожаление по поводу того, что «любое решение Стокгольмского арбитража не сможет решить газовый конфликт Украины и России».

В отличие от Корольчука, президент Центра глобалистики «XXI век» Михаил ГОНЧАР уверен, что перспективы у транзитного иска «Нафтогаза» к «Газпрому» есть. «Ведь в контракте четко записано, что «Газпром» обязуется ежегодно прокачивать через Украину не меньше 110 миллиардов кубических метров газа», — говорит эксперт. «Не меньше? Или до 110 миллиардов?»    — переспросил «День». Гончар согласен: если сказано «до 110 миллиардов», то говорить и правда не о чем. Но все же решил удостовериться и открыл текст контракта на транзит в Интернете.

Цитирую, говорит он и зачитывает: «Статья 3. Объемы транзита природного газа. Пункт 3.1. Заказчик («Газпром») в период 2009 по 2019 год включительно ежегодно передает исполнителю («Нафтогазу») для транзита в страны Европы природный газ в объеме не менее 110 (ста десяти) миллиардов кубических метров». «Принципа «качай или плати» тут нет, но есть четкая фиксация: не менее 110,  — подчеркивает эксперт и рассказывает, почему в контракте именно такая, не с потолка взятая, цифра:    — Это был среднеарифметический объем годового транзита на протяжении 1991—2008 года, бывало меньше, но было и 120». «Это и дает основания для соответствующего арбитражного рассмотрения, — уверен Гончар, хотя тут же отмечает: — Но с тех пор Россия данный объем ни одного раза не обеспечила».

Гончар не считает, что к арбитражному спору между «Нафтогазом» и «Газпромом» следует привлекать еще и третью сторону — Евросоюз. «Контракт-то между двумя сторонами», — констатирует он и предполагает, что в подобных утверждениях чувствуется рука Куприянова (официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов). Президент Центра глобалистики поясняет, что никакая официальная европейская структура не может и не будет ни подтверждать, ни опровергать потребность Европы в 110 миллиардах кубометров российского газа и возможности оплатить эти объемы. Ведь ни ЕС, ни Еврокомиссия не являются стороной контрактов, подписанных между «Газпромом» и европейскими компаниями. «Это у нас все в кучу собирается — и компании, и правительство — и мы думаем, что это одно и то же».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ