Парламент поддержал в первом чтении законопроект №8130-д, который вносит изменения в действующий Таможенный кодекс Украины. Перечень правок занял 386 страниц. Среди примечательных норм обновленного таможенного порядка можно выделить несколько.
Во-первых, появилось понятие Институт уполномоченного оператора экономической деятельности. Время таможенного оформления товаров предлагается сократить до четырех часов с момента подачи декларации. Сами же таможенники должны выбрать четкую методику определения таможенной стоимости, отталкиваясь от стоимости товара в контракте.
Новая редакция Таможенного кодекса вводит термин пост-аудит контроль. Таким образом разработчики хотят узаконить право Гостаможслужбы проверять правильность начисления таможенных платежей на ввезенные товары после их таможенного оформления. Вокруг этого пункта было много дискуссий в рабочей комиссии, рассказывает «Дню» председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Леонид Козаченко. Но сошлись на том, что будет применяться он исключительно при наличии налоговой льготы у предпринимателя, который пересекает границу. Такой шаг, по мнению Козаченко, уменьшит число случаев использования «упрощенки» для минимизации налогов на границе. «Если субъект ведения хозяйства без таможенного контроля, который работает по упрощенной системе налогообложения, на границе согласно закона заплатит пошлину и его таможенники не будут терроризировать и позволят беспрепятственно въехать на территорию Украины, то в таком случае они будут иметь право на протяжении года прийти на это предприятие и проверить, что за продукция была ввезена, и правильно ли оплачена пошлина. Это и является постом-аудит контролем», — объясняет Козаченко. Но, по его словам, чтобы не было произвола со стороны таможенников при использовании этого пункта, в кодексе еще нужно четко вписать, когда, как и сколько раз проводится такой контроль
Упрощаются таможенные процедуры и для физических лиц. Так, населению хотят позволить ввозить без налогообложения и подачи письменной декларации товары на сумму до двух тысяч евро. Это в десять раз больше, чем можно сейчас. Причем ввозить товары из-за заграницы можно на такую сумму через каждые 10 дней. Совет также намеревается сократить с 20% до 10% общую пошлину, который насчитывается на объемы товаров, что превышают норму беспошлинного ввоза. Если же человек ввозит товаров на сумму более 10 тысяч евро, то их нужно декларировать и платить полные ставки пошлины.
Такой шаг приветствует председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины. «В ЕС человек может без налогообложения провозить через границу товары на сумму до пяти тысяч евро. Две тысячи евро для Украины — небольшая сумма. Однако она во многих случаях упростит жизнь украинцам, которые, находясь за границей, приобрели для собственных целей, например, ноутбук», — говорит он «Дню».
Еще одна приятная для бизнеса новость — в кодексе прописана ответственность таможенников. Если из-за неправомерных действий последних во время проверки предприятию нанесен вред, то его сумма возмещается за счет средств государственного бюджета.
По словам автора законопроекта, председателя комитета по финансам и банковской деятельности, налоговой и таможенной политике Виталия Хомутинника, документ согласован с Государственной таможенной службой и соответствует нормам Налогового кодекса. Новую редакцию Таможенного кодекса, по его словам, примут до конца лета, чтобы он начал действовать с 2012 года.
«Мы только вчера получили окончательную редакцию изменений, и в настоящий момент их изучаем. Раньше у нас было с таможенниками 10 противоречивых пунктов: перечень документов для растаможивания, формирование таможенной стоимости, ответственность таможенников за противоправные действия, понятие контрабанды и ошибки при оформлении товаров и тому подобное», — рассказывает «Дню» заместитель председателя партии «Сильная Украина», экс-председатель Госкомпредпринимательства Александра Кужель. По ее словам, окончательную оценку документу она презентует на следующей неделе.
Уже сейчас есть замечания к тексту таможенной «библии» у первого вице-президента Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктора Лисицкого. «Не было ни одной попытки обсудить поданные предложения с нами... И мы были просто потрясены: принятый в первом чтении законопроект 8130-д абсолютно не учел никаких наших предложений. Более того, он уничтожает судостроение», — заявил он «Дню». Как объяснил Лисицкий, ассоциация просила авторов кодекса освободить от уплаты пошлины до 1 января 2016 года товары критического импорта (не производятся в Украине), которые завозятся предприятиями судостроительной промышленности для строительства, ремонта, модернизации морских, речных судов и других плавучих средств. Это предложение проигнорировали, а параллельно исключили из Таможенного кодекса пункт о специальном режиме временного ввоза. По словам Лисицкого, этот режим на определенное время освобождал предприятия отрасли от налогообложения, если они, например, ремонтировали иностранные суда.