Проанализировав предложенную Министерством энергетики и угольной промышленности Украины модель разделения НАК «Нафтогаз Украины», секретариат Энергетического сообщества рекомендовал сохранить ПАО «Укргазвыдобування» в составе «Нафтогаза». «Секретариат считает выделение «Укргазвыдобування» из НАК поспешным решением и считает целесообразным и эффективным сохранение контроля «Нафтогаза» над «Укргазвыдобуванням», — сообщил директор департамента планирования и европейской интеграции Минэнергоугля Михаил Бно-Айриян на своей странице в Facebook.
Вместе с тем, такая рекомендация является, по его словам, отражением собственного видения секретариата ЭС и не продиктована требованиями законодательства. «В своем анализе секретариат четко указывает, что будущее «Укргазвыдобування» в принципе не является предметом регулирования Третьего энергетического пакета», — считает директор департамента. По его данным, секретариат ЭС поддержал также отнесение активов по транспортировке энергоресурсов (ПАО «Укртрансгаз», НЭК «Укрэнерго» и ПАО «Укртранснафта») к сфере управления Минэнергоугля. «Контроль ФГИ имущества и активов в сфере энергетики, в частности, оператора ГТС, является нецелесообразным и не соответствует требованиям европейского законодательства», — приводит Бно-Айриян выводы, сделанные секретариатом ЭС.
Чиновник рассказывает, что секретариат ЭС отдает предпочтение не механической передаче акций «Укртрансгаза» другому госоргану, а созданию нового системного оператора ГТС (вне «Нафтогаза»). «Секретариат считает, что новый оператор ГТС, который не будет иметь старых долгов, истории судебных исков, старого менеджмента и непрофильных для оператора ГТС активов и функций, будет иметь больше перспектив в вопросе привлечения потенциального иностранного инвестора», — подчеркивает чиновник. Он также сообщает, что секретариат ЭС признает предложения Минэнергоугля по сохранению бизнеса по хранению и транспортировке газа в рамках одного оператора соответствующим евродирективам.
В то же время, по словам Бно-Айрияна, секретариат ЭС выступает за юридическое и экономическое разделение этих направлений бизнеса, что, по его мнению, приведет к оптимизации стоимости услуг. Кроме того, по данным чиновника, секретариат считает, что любые действия по передаче активов «Нафтогаза» должны производиться исключительно и немедленно после завершения арбитража с «Газпромом» (но подготовка к передаче должна вестись уже сейчас).
Как гражданам Украины следует воспринимать это сообщение? Есть ли у этой интересной для всех, кто следит за реформами в энергетике, информации второе дно? Отвечая на этот вопрос, экс-министр энергетики Сергей Ермилов сказал в комментарии «Дню»: «Это своеобразная манипуляция, жонглирование какими-то словами и фразами. А суть их в том, что хотят затянуть реструктуризацию и реорганизацию «Нафтогаза» — этой очень вредной и даже токсично вредной для страны монопольной структуры. Можно даже сказать, предельно опасной. Хотят запустить манипуляцию вокруг спора о том, кто чем будет управлять и потянуть время. Они — это власть. Этим процессом и самим «Нафтогазом» управляет Президент Петр Порошенко через руководителей этой структуры, а также через правительство, над которым у него тоже контроль».
«Сегодня власти удалось поднять тарифы, — продолжил экс-министр, — которые экономически не обоснованы. И если «Укргазвыдобування» выделяется из «Нафтогаза», то новый тариф увеличит доходы «Укргазвыдобування». Это предприятие должно будет показать рентабельность в 400 или даже 500% (точнее никто не может посчитать, потому что нет точных данных), и тогда нужно будет ответить перед народом за то, что для населения установлен такой высокий тариф — больше 6800 гривен за тысячу кубометров. А оставляя «Укргазвыдобування» в структуре непрозрачного «Нафтогаза», можно будет и дальше манипулировать».
«Нафтогаз» постоянно генерирует убытки, — разъяснял Ермилов, — хотя сам ничего не производит и никому никаких услуг не оказывает. Но наши с вами деньги получает. Теперь, поставив высокую цену для «Укргаздобычи», хотят, чтобы прибыль на самом деле была в «Нафтогазе» и перекрывала убытки, которые он создает. И это все. Что касается передачи пакета акций «Укртрансгаза» в те или другие руки, это тоже манипуляция. Нельзя забывать, что в «Нафтогазе» сосредоточены ранее накопившиеся долги (больше $4 миллиардов) и их хотят каким-то образом выделить, переложить на правительство и списать. А потом эту структуру вместе с «Укргазвыдобуванням», имеющим теперь огромные перспективы, — добычу газа в Украине в ближайшие 5–7 лет можно удвоить — можно приватизировать. В результате страна получит какого-нибудь нового газового олигарха».
«А как эти мысли и намерения удалось навеять секретариату ЭС?», — допытывался «День». «У нас за Донбассом наблюдает известная уважаемая международная организация ОБСЕ. Но ее контрольный пакет у России. И что мы имеем от того, что ее наблюдатели там находятся. Перестали стрелять? Перестали убивать украинских граждан? Я ничего не хочу сказать против Энергетического сообщества, но с текстом сообщения, где приводятся его выводы, еще надо бы разобраться. Что на самом деле сказали, кто сказал? Я предполагаю, что это просто жонглирование словами. Важно то, что у нас хотят таким образом просто оставить никому не нужную надстройку — «Нафтогаз», чтобы покрыть неоправданный рост цен на газ, спрятать многократную прибыль, которая появится у «Укргазвыдобування», и похоронить ее в убытках «Нафтогаза».
А реальная реформа в секторе энергетики должна бы состоять в монетизации сегодняшних субсидий. Они должны бы идти не предприятиям-монополистам, а непосредственно гражданам. И тогда у каждого из нас был бы стимул экономить газ, тепло, электроэнергию, горячую воду, вкладываться в энергосбережение, утепление домов. А сегодня мотива для экономии нет — нынешние субсидии его убивают.
«Все это очень печально, — сказал, завершая комментарий Ермилов. — Вы помните, как Яценюк в 2014 году угрожал: если завтра не примут законы о реорганизации «Нафтогаза», я уйду из правительства. И он реорганизовал нашего монополиста? 200 миллиардов гривен за два года было перекачано через газовую систему или, вернее, схему в виде государственных дотаций и гарантий по кредитам. И это привело только к трехкратному повышению тарифов для населения».