Вопреки заверениям чиновников, дешевый российский газ не воспринимается как константа ни в экспертном сообществе, ни в украинском обществе в целом. Напомним, в соответствующих документах, подписанных в конце минувшего года в Москве, предусмотрено ежеквартальное подписание протокола о цене российского газа для Украины и отмечено, что в том случае, если по каким-либо причинам такой протокол не будет подписан, цена будет определяться по-старому, т.е. без понижающего коэффициента. Проблема состоит в том, что «какие-либо причины» никак не оговорены и, при желании, могут быть расширены до бесконечности. Начиная от насморка, который может внезапно вывести из строя подписанта, до, скажем, возобновления переговоров Украины с Евросоюзом об Ассоциации, о чем время от времени вещают наши чиновники.
И неудивительно, что энергетических экспертов в связи с этим очень заботит план «Б» — что будет делать Украина в том случае, если Россия найдет причины, чтобы не подписывать протоколы. Легко ли пойдут в Евросоюзе на то, чтобы возобновить сотрудничество с Украиной в реверсных поставках газа через страны Восточной Европы? Напомним, что на прошлой неделе Сабин Бергер, пресс-секретарь комиссара ЕС по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера, напомнила: «В то время, как Комиссия принимает во внимание недавние сообщения средств массовой информации, реверсные газовые поставки из ЕС являются возможностью для Украины увеличить конкуренцию на рынке и усилить безопасность поставок». «Комиссия действует в качестве посредника в этом вопросе, — сказала она, — но сами страны и привлеченные компании должны решать вопрос реверсных поставок. Комиссия остается в тесном контакте с украинской властью в усилиях, направленных на реформирование украинского энергетического сектора в русле обязательств в рамках Энергетического сообщества».
Словом, нам в очередной раз сообщают, что дверь все еще открыта. Однако украинские эксперты не считают, что вернуться к вопросу о реверсе газа из Европы будет очень просто. «Если российская сторона в любом квартале откажется подписать дополнительное соглашение и не утвердит соответствующий корректирующий коэффициент, устанавливающий цену 268,5 доллара, а также откажется от Харьковских соглашений, то Украина может получить газ по цене более 500 долларов за тысячу кубометров, — отмечает директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. — В этих условиях возможность компенсации из других источников, направленная на то, чтобы снизить цену газа для украинской экономики, чрезвычайно важна. И любое прекращение переговоров относительно возможности реверсных поставок выглядит очень странно. Даже пять миллиардов кубометров газа, полученного на всякий случай благодаря реверсу, позволяли бы оказывать давление на Россию, чтобы она подписывала соответствующие соглашения каждый квартал».
Переход на низкие российские цены газа и отказ от реверса, говорит глава Бюро комплексного анализа Сергей Дяченко, означает также, что Украина отказывается от участия в процессах стратегического планирования энергетики, идущих в Евросоюзе. «Это вопросы поставок украинской электроэнергии в ЕС, использования на рыночных условиях наших подземных хранилищ, создания украинского газового хаба», — отмечает эксперт. «Цена на газ — это вопрос формирования нашего перспективного баланса, — продолжает он, — в прошлом году мы запустили множество перспективных проектов, направленных на наращивание внутренней добычи, использование новых технологий, на энергосбережение, на формирование конкурентного рынка газа. Мы имели благодаря этому возможность создать в стране эффективную энергосберегающую экономику. Сейчас мы получили новую цену газа, которая сулит тактический выигрыш, но создает в стратегическом смысле много проблем именно потому, что перспектива непрозрачная и непонятная: сколько эта цена продержится, на каких основаниях мы будем ее получать и что вообще будет дальше».
Дяченко уверен, что Украине «необходимо сохранять поле для возможности дальнейших переговоров о реверсных поставках газа». В то же время он подчеркивает, что в условиях монопольных поставок в стране невозможно строить конкурентный рынок газа. Под вопрос поставлена и энергостратегия Украины до 2030 года, в которой ставилась задача сокращать потребление российского газа, а новые договоренности с Россией ей противоречат. Теперь нужно создавать новую стратегию. «Но следует ли в ней ориентироваться на эту цену или на энергосбережение, энергоэффективность экономики?» — задает эксперт риторический вопрос. В то же время он отмечает, что низкая цена газа сама по себе не делает невозможными проекты по энергосбережению, и приводит в пример США, где успешно развивается энергоэффективная экономика. «Это вопрос действенности рыночных механизмов и стимулов для энергосбережения на всех уровнях», — настаивает Дяченко.
Между тем перед Новым годом в Украине вступило в силу постановление Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование на рынке в сфере энергетики, которым утвержден порядок формирования тарифов на транспортировку природного газа распределяющими трубопроводами на основе многолетнего стимулирующего тарифообразования. Чем не основа для создания внутриукраинского конкурентного газового рынка?
Однако, отвечая на этот вопрос «Дня», эксперты не увидели особого позитива в этом новом порядке. «На мой взгляд, это создано исключительно для того, — отмечает Рябцев, — чтобы иметь возможность спекулировать на различных тарифах для различных потребителей. Рынка газа при нынешней системе тарифообразования в Украине нет и не будет, пока эта система не будет прозрачной и понятной для всех участников рынка. Нужен четкий контроль и учет как за объемами газа, реализуемого всем без исключения потребителям, так и по качеству газа. Сейчас у нас с вами нет индивидуальных счетчиков. Уплачивая за газ по нормативам, завышенным в два-три раза, мы фактически являемся спонсорами других потребителей, в том числе — промышленности, которым потом по низкой цене ($84 за тысячу кубометров) будет предоставлен этот газ, якобы использованный нами». То же самое и с качеством газа. «Когда газоснабжающие компании утверждают, что поставляют газ, соответствующий нормативным документам, мы должны верить им на слово, — указывает Рябцев, — ни государство, ни Госпотребинспекция, ни другой какой-нибудь контрольный орган не может установить ни калорийность, ни влажность, ни другие параметры газа».
Дяченко подчеркивает, что опыт использования стимулирующей системы тарифообразования противоречив. Несмотря на сложную формульную систему, конкретные решения регулятором все же принимаются субъективно, и поэтому такая усложненная система в наших условиях «еще один источник коррупции, путь для ее усиления». К тому же такую систему, отмечает эксперт, применяют там, где не удается избежать монополизма. Принимая такую систему, власти вроде бы признают, что какое-то время снабжающие компании и дальше будут монополистами. Но это противоречит закону Украины о функционировании рынка газа, который, хотя и не действует, но требует создания конкурентного рынка.
Дяченко видит за этим новым порядком также и тень «Газпрома», который пока только формально присутствует на украинском рынке (компания «Газпромсбыт»), поскольку обязан покупать газ у «Нафтогаза Украины», что ему невыгодно. Но эксперт напоминает о приближающемся завершении приватизации газораспределяющих компаний. «Это ключевые предприятия, контролирующие билинговую и телеметрические системы, формулирующие региональный баланс рынка, — ключ к балансу газового рынка страны, — характеризует обл-, гор- и райгазы Дяченко и добавляет: — Скорее всего «Газпромсбыт» будет заинтересован в том, чтобы принять участие в приватизации этих предприятий».