Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тендерная война

Закон о госзакупках ведет страну к системному кризису
3 июля, 2006 - 20:11

Государственный сектор экономики находится на грани паралича. Но пока эта угроза еще полностью не материализована, в стране развернулась настоящая и уже, кажется, не совсем бескровная гражданская война за контроль над государственными закупками. Сторонами в ней выступают почтенные государственные органы, разделившиеся на два почти вражеских лагеря. Но, конечно, самое плохое, что страдают, как всегда в таких случаях, когда «бары дерутся», главным образом рядовые граждане, зависимые от работы на госпредприятиях и от государственного бюджета.

На первый взгляд, причины этой войны как на ладони. После введения в действие закона «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» Минэкономики потеряло возможность контролировать эту прибыльную сферу и теперь организовывает контрнаступление, дабы вернуть ее в свои владения, на которые посягнула Верховная Рада. На стороне министерства, поддерживаемого в этом вопросе Всемирным банком, также Минфин, СБУ и некоторые другие государственные структуры. По другую сторону баррикад — Верховная Рада, назначившая себя главным контролером и координатором в этих вопросах, а также Антимонопольный комитет и Счетная палата, в рядах которой создана не подчиненная ей Специальная контрольная комиссия по вопросам государственных закупок. Кроме того, чрезвычайно влиятельным игроком на тендерном рынке стала так называемая Тендерная палата Украины, которая должна осуществлять здесь общественный контроль. С ней взаимодействует ООО «Европейское консалтинговое агентство», которое предоставляет свои услуги на добровольно-принудительных принципах (злые языки твердят, что у обеих этих структур одни и те же учредители: первый вице-президент ТПУ Антон Яценко и бывший заместитель министра экономики Владимир Врублевский с родственниками).

Как видим, у данной системы многочисленные строгие надзиратели и няньки, но само их количество, как водится, может привести (многие утверждают, что это уже произошло) к увечью «подведомственного ребенка».

К сожалению, это обобщенное предположение уже реализовалось в конкретную трагедию. Ее жертвами стали трое школьников из Тростянца (Сумская область), которые 6 июня подверглись тяжелым травмам на мосту, уже давно требовавшем ремонта. Как указывает издание «Е- Урядник», этого бы не случилось, если бы Тендерная палата и Специальная контрольная комиссия по вопросам государственных закупок при Счетной палате своими решениями не затянули проведение тендера, объявленного Сумским облуправлением автодорог еще в марте. В конце апреля были определены победители тендера, которые в начале мая должны были приступить к ремонту. Но названные контрольные структуры выявили, что объявление о тендере было обнародовано не там, где это положено делать согласно названному выше закону (в информационной системе zakupivli.com), и отменили итоги торгов, чем заблокировали ремонт моста. Началась тяжба, хотя все эксперты указывают, что конкурс был объявлен еще до официального введения данного закона в силу и Облавтодор имел право использовать для этого как сайты «Вестника государственных закупок» и названный ресурс zakupivli.com, так и свой сайт. Ведь закон, как известно, не имеет обратной силы. Но только 5 июня от Спецкомиссии поступает соответствующее разрешение. А уже на следующий день произошло несчастье.

Но симпатики и непосредственные исполнители нового закона о госзакупках также бомбардируют информационное поле сообщениями, которые должны свидетельствовать в их пользу. В частности, Тендерной палатой Украины по результатам проведенного исследования было выяснено, что более чем два миллиона гривен использовано на Николаевском государственном судостроительном заводе им. 61 коммунара «с грубыми» нарушениями закона о закупке. В обход конкурентных процедур, без надлежащего согласования с Министерством экономики предприятие провело тендер (по так называемой процедуре торгов с ограниченным участием) на закупку судебной арматуры. При этом, как сообщает пресс-служба ТПУ, несмотря на наличие более дешевых предложений от других предприятий, из трех участников торгов победителями определены три николаевские — ООО «Арматура для строительства судов», ООО «СМК», ЧП «Искоростень».

В тот же день, когда розвалюха- мост едва не погубил детей в Тростянце, Кабмин сделал попытку спасти систему госзакупок, которая, как тот мост, трещит под давлением потенциальных ее руководителей. В протоколе совещания, проходившего под председательством премьер- министра Юрия Еханурова, все враждующие ведомства получили поручения, направленные на то, чтобы выяснить, кто из них прав, а кто виноват. Среди мероприятий было также намерение провести «круглый стол» с участием премьера и других членов правительства. Эта позиция была даже перевыполнена, так как каждая из сторон в один и тот же день провела оживленное «сепаратное» обсуждение (и на ни одном из них не было главы правительства). На одном из столов первую скрипку довольно невыразительно и вяло «играл» первый заместитель министра экономики Сергей Романюк, на другом главным ньюсмейкером выступал заместитель председателя Антимонопольного комитета Сергей Стефановский. Конечно же, выводы были приняты прямо противоположные, хотя обе стороны публично выступают за дальнейшее совершенствование системы госзакупок. Поэтому, по логике, вскоре должен бы состояться еще один, объединяющий «круглый стол», на котором должен бы председательствовать премьер. Сейчас, конечно, на это надеяться не приходится. Старое правительство и, соответственно, его руководство уже теряют последние силы. У нового премьера, которого, вероятно, на днях должна назвать Верховная Рада, до этого руки не скоро дойдут.

Впрочем, далеко не все будет зависеть и от него. Напомним, что вето Президента Виктора Ющенко на соответствующий закон в старом парламенте было преодолено дважды. Причем последний раз — фракциями БЮТ, Социалистической партии, КПУ и Партии регионов. Поэтому, кажется, и теперь эта «широкая коалиция» вряд ли позволит редактировать такой милый ее сердцу закон. И все же, заканчивая этот материал, нельзя не сослаться (очень коротко) на некоторые выводы, которые, по просьбе правительства, сделал относительно данной проблемы Всемирный банк. Он указал на существенный конфликт, создаваемый предоставлением Верховной Раде полномочий, обычно принадлежащих правительству, отметил, что данный закон не согласовывается с международной практикой и европейскими нормами, констатировал, что использование по этому делу Антимонопольного комитета и Счетной палаты тоже не соответствует международной практике. ВБ не одобрил применение этого закона к частным предприятиям, у которых более чем 50% акций принадлежит государству и осудил введение скрытых и явных преференций отечественным производителям, а также предоставление частной, неправительственной организации (Тендерной палате) полномочий принимать обязательные для выполнения решения относительно госзакупок. Среди его предложений — создание объективного уполномоченного центрального органа, который должен подчиняться правительству или входить в состав Минэкономики.

Впрочем, и другие стороны боевых действий на тендерном фронте не капитулируют и выдвигают довольно дельные предложения и аргументы. В частности, выступая на круглом столе, устроенном оппонентами, представитель Тендерной палаты отметил, что прежде чем критиковать и в очередной раз совершенствовать закон, нужно бы его сначала выполнить, чего не сделало Минэкономики в части передачи предусмотренного количества работников Счетной палате. Словом, на войне как на войне. Где бы нам взять третью силу, способную прекратить ее?

КОММЕНТАРИЙ

Юрий НЕДАШКОВСКИЙ, президент НАЭК «Энергоатом»:

— Закон «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» практически парализовал материально-техническое обеспечение и научное сопровождение эксплуатации атомных электростанций. Смешав бюджетную сферу с коммерческой деятельностью, он породил многочисленные коллизии, потому что очень неуклюже распространил свое действие на естественные монополии и смежные рынки, а также — на потенциально опасные предприятия, деятельность которых регулируется специальным законодательством и контролируется специальными компетентными органами государственного регулирования.

В процессе нашей деятельности периодически возникает необходимость срочной замены оборудования, вышедшего из строя или не отвечающего требованиям, установленным для оборудования ядерных объектов. Действующий Закон исключает возможность осуществления таких срочных закупок. Это же касается оперативной возможности поставки необходимых для гарантирования ядерной безопасности расходных материалов, химических реагентов, специальных устройств или срочного привлечения услуг специализированных организаций для предупреждения, локализации или ликвидации последствий аварий. Что касается закупок, осуществляемых в плановом порядке соответственно утвержденным программам долго- и краткосрочных планов, то и в этом случае закон накладывает лишние, абсолютно неуместные ограничения.

Дело в том, что оборудование, применяемое на ядерных установках и других объектах, должно отвечать нормам, правилам и стандартам по ядерной и радиационной безопасности, и в обязательном порядке должно быть проверено опытом предыдущей эксплуатации. Применение апробированных технологий — это один из ключевых, законодательно установленных принципов ядерной безопасности. А законом о государственных закупках предусмотрен принцип применения аналогов оборудования, который по сути конфликтует с названным принципом ядерной безопасности и в отдельных случаях может привести к снижению безопасности и надежности работы АЭС. Заложенные в законе блокировочные механизмы способны вообще сделать невозможным как плановые, так и неотложные закупки, полностью парализовав работу предприятия.

Кроме того, сегодня уже четко установилась практика, когда, скажем, из четырех участников открытых торгов трое проигравших уже через пять минут после объявления победителя рассылают предварительно заготовленные жалобы к Тендерной палате, Счетной палате, Антимонопольному комитету, хозяйственному суду и, на всякий случай — на имя Президента Украины, премьер-министра, в адрес СНБО, отраслевого министерства и центральной прачечной. И — процедура заключения контракта с победителем гарантировано заблокирована на неопределенный срок.

Суть наших предложений относительно необходимых изменений к закону заключается в том, что необходимо изменить определение терминов «государственные средства» и «распорядители государственных средств» (то есть, исключить из понятия «государственные средства» средства государственных, казенных, коммунальных предприятий и хозяйственных обществ, в которых государственная доля акций превышает 50 процентов); и установить особенности для субъектов естественных монополий и смежных рынков (то есть, установить, что эти особенности определяются соответствующими комиссиями регулирования естественных монополий). Приводя в порядок процедурные вопросы осуществления государственных закупок, необходимо увеличить цену закупки, которая должна осуществляться на тендерных основах, расширить случаи, на которые не распространяется действие этого закона, когда предметом закупки являются товары, работы и услуги, которые в связи с их специальным назначением обеспечивают ядерную и радиационную безопасность в соответствии с ядерным законодательством. Упорядочить контроль за осуществлением закупок (на сегодня контролирующие функции имеют: Антимонопольный комитет Украины, Специальная контрольная комиссия при Счетной палате Украины, Контрольно-ревизионная служба Украины, Тендерная палата Украины, Госказначейство Украины, даже банковские учреждения). Упростить возможность проведения закупки после получения негативного результата тендера (когда невозможно определить победителя), предусмотрев право руководителя заказчика торгов принять решение о заключении договора (контракта) на закупку без проведения повторного тендера. Предусмотреть возможность самостоятельного установления заказчиком размера критерия оценки «цена». Не допускать возможности блокировки посттендерных процедур в случае поступления жалобы (действующая редакция закона позволяет останавливать закупку и блокировать платежи по контракту на неопределенный срок). Необходимо расширить количество информационных сетей, где можно размещать соответствующую информацию, и благодаря этому расширить конкуренцию и создать оптимальные для заказчика условия. Эти изменения необходимо принимать срочно, еще до первых каникул новоизбранной Верховной Рады, иначе следующей темой круглого стола будет что-то вроде «Как государственные закупки окончательно ликвидировали государственную собственность в Украине».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ