Странная история с повторной, но очень дешевой приватизацией «Лугансктепловоза» скоро, возможно, удивит нас еще и третьей серией. Первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев заявил журналистам, что правительство не исключает, что на аукционе по продаже госпакета акций этого предприятия был сговор компаний, участвующих в конкурсе. «Сейчас у нас в правительстве рассматривается вопрос, почему ни одного шага не сделали во время торгов. Была стартовая цена, и никто ничего дополнительно не дал. Похоже, что был сговор. Сейчас занимаемся», — сказал Клюев. Он отметил, что ситуация очень напоминает ту, «когда две компании вышли на торги и договариваются, кто покупает».
Больше других этому заявлению рада компания «Мантара Холдинг». Ее уполномоченный Вячеслав Деришев приветствует намерения правительства. По его словам, заявление вице-премьера может свидетельствовать только об одном — в правительстве серьезно обеспокоены такой продажей и искренне желают разобраться. Деришев пообещал, что его компания будет содействовать прояснению ситуации и готова предоставить всю имеющуюся у нее информацию. Он также выразил уверенность, что правительство даст объективную оценку действиям сторон во время и после окончания конкурса по продаже «Лугансктепловоза».
Напомним, что 15 июня управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» (Россия), входящая в российский «Трансмашхолдинг», была признана победителем конкурса с открытым предложением цены по принципу аукциона по продаже 76% акций ОАО «Лугансктепловоз». При этом цена реализации предприятия превысила стартовую цену конкурса всего на 10 миллионов гривень.
В конкурсе принимали участие всего две компании — ОАО «Сумское машиностроительное научно-производственное объединение им. Фрунзе» (НПО им. Фрунзе»), начальное ценовое предложение которого составило 400 миллионов гривень, и Управяющая компания «Брянский машиностроительный завод», предложившая за пакет акций предприятия 410 миллионов. Компанию «Мантара Холдинг», также подавшую заявку на конкурс, Фонд госимущества к участию в нем не допустил.
Лицитатор торгов предложил участникам повысить цену на один шаг (4 млн. грн.) — до 414 миллионов, но отклика не последвало. В результате победителем была признана Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод». «Лугансктепловоз» достался ей за 410 миллионов гривень.
Итоги этого конкурса вызвали очень много вопросов и, в первую очередь, со стороны изгоя — «Мантара Холдинг». «Недопуск нашей компании к участию в приватизационном конкурсе по продаже госпакета акций «Лугансктепловоза» позволяет предположить существование неких «теневых» договоренностей, направленных на создание неконкуретных условий продажи данного предприятия», — сказал журналистам Деришев. «Все увидели, что конкурс проходил абсолютно не в конкурентной среде. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что предприятие было продано практически по стартовой цене. Очевидно, именно по этой причине к участию в конкурсе не была допущена наша компания», — отметил ее представитель. По его словам, «Мантара Холдинг» была серьезно настроена бороться за победу, и участие компании, безусловно, положительно повлияло бы на конечную реализационную цену. «Очевидно, кому-то этого не хотелось», — сказал Деришев. Он отметил, что на данный момент его компания не получила никаких официальных разъяснений, почему ей было отказано в участии в конкурсе. По его информации, Фонд госимущества без каких-либо оснований отказался предоставить представителям «Мантара Холдинг» для ознакомления протокол, а также текст приказа о недопуске компании к участию в конкурсе. Деришев также отметил, что обнародованные в СМИ аргументы Фонда являются несостоятельными. В частности, абсолютно не соответствует действительности заявление Фонда о том, что «Мантара Холдинг» не предоставила каких-либо данных об источниках поступления средств для покупки «Лугансктепловоза». Представитель компании отметил, что в поданных в Фонд документах его компания четко указала имена ее собственников (акционеры крупнейшего украинского банка «ПриватБанк» Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, которые, по словам Деришева, владеют достаточным количеством средств для приобретения данного предприятия).
Председатель Фонда госимущества Александр Рябченко в эфире одного из телеканалов заявил о том, что «Мантара Холдинг», подавшая заявку на конкурс по «Лугансктепловозу», была проинформирована о недопуске к участию в конкурсе за шесть дней до его окончания. Однако Деришев сообщил, что представляющий интересы «Мантара Холдинг» юрист действительно присутствовал 8 июня на вскрытии конкурсной комиссией конвертов с документами компаний, пожелавших принять участие в конкурсе, однако представителям «Мантара Холдинг» не сказали, допущена она или нет. «Все, что нам было сказано, — что в случае чего мы не сможем повторно подать на конкурс документы», — отметил Деришев. Он также сообщил, что официальное решение Фонда, в частности, его приказ о недопуске компании к участию в конкурсе, появились лишь накануне его проведения — 14 июня. Представители «Мантара Холдинг», по его словам, были ознакомлены с этим решение фактически уже после окончания рабочего дня — в пять часов вечера 14 июня. Деришев подчеркнул, что его компания рассматривает возможность потребовать в суде опровержения распространенной главой ФГИУ информации о том, «Мантара Холдинг» была проинформирована своевременно...
Прошло уже больше двух недель, но своих слов глава ФГИУ так и не опроверг, хотя компания «Мантара Холдинг» официально обратилась к нему с соответствующей просьбой. Но вот что он сказал корреспонденту «Дня» Виталию Княжанскому: «Мы продаем. А они покупают. Мы хотим, чтобы цена была повыше, но по объектам, у которых есть негативная история, — а сегодня к ним нужно отнести «Лугансктепловоз» и Одесский припортовый завод, — рассчитывать на то, что вторая продажа превысит цену при первой продаже, довольно сложно уже потому, что первая закончилась негативом. После первого возврата покупатель не ценит предприятие так дорого, как мы его видим, и согласен платить ниже, чем мы бы хотели. Больше никто не платит. Несмотря на это, мы не допускаем и в дальнейшем не будем допускать к приватизационным конкурсам тех, кто сдал не все необходимые для участия в конкурсе документы. Независимо от того, чьи это компании. Иначе это плохо кончится. Исключений ни для кого не будет. Пусть сдают полный комплект документов, и тогда все у них будет в порядке. А кто сдал документы не полностью, тот не допущен. Это правило — для всех! И сроков, отведенных для того, чтобы ответить тому, кто не допущен, мы не нарушали. За семь дней до конкурса прекращается прием документов, а они сдаются в запечатанных конвертах. На следующий день их вскрывают в присутствии участников конкурса, составляют опись документов, которые в них вложены. Она подписывается работниками Фонда, участвующими в комиссии, и уполномоченным лицом участника, сдававшего документы. А в течение следующих пяти дней выясняется идентичность этих документов. И никогда не объявляется сразу же, кто допущен к конкурсу, а кто — нет. Решение принимается комиссией на пятый день. Так записано в положении о проведении всех этих операций. Никаких эксклюзивов не будет. Если, скажем, суд решит, что для «Мантара Холдинг» эти требования не обязательны, мы подчинимся»...
Итак, господин Рябченко по-прежнему, вопреки заявлениям официальных лиц «Мантары», считает, что холдинг подал не все документы. И при этом не очень внятно объясняет, почему, собственно, третьего участника предупредили о недопуске, по сути, за ночь до конкурса. Очевидно, что без суда не обойтись.