Правительство Юлии Тимошенко определенно решило посрамить скептиков. Помните, как чуть больше месяца назад личности новых министров одномоментно превратились в секрет Полишинеля, как заговорили о том, что новая исполнительная власть напоминает «лоскутное одеяло»? Тимошенко тогда выдержала нелегкую схватку с Александром Морозом, проявила характер и действовала выверенно. Хотя Юлии Владимировне досталась не команда партийных соратников, она сегодня возглавляет кабинет единомышленников, что в нынешних условиях частичного цейтнота важнее и лучше. Не связанные партийной дисциплиной и необходимостью говорить только то, что от них жаждет услышать партийный лидер, новые министры и вице-премьеры действуют согласованно и жестко, давая оппонентам правительства минимум поводов для критики и пространства для политического маневра. Юлия Владимировна, по сути, дает мастер-класс своим оппонентам, грамотно используя беспрецедентно большой ресурс парламентского доверия. 375 голосов за ее кандидатуру в качестве премьера не стали ловушкой для ее самолюбия и поводом для самоуспокоения. Премьер не собирается почивать на лаврах, скорее, наоборот — будет настойчиво требовать от парламента поддержки правительственных инициатив. В противном случае — будет пытаться добиться роспуска Верховной Рады, хотя эта процедура фактически нереальна.
Хочу отметить, что Юлия Тимошенко жестко требует реальных действий от парламентариев и обещает в случае необходимости привлечь общественность для оказания давления на законодателей. Премьер-министр готова по максимуму использовать собственную популярность для проведения через сессионный зал непростых решений. Ей сегодня вполне по силам добиться того, что не удалось фактически ни одному парламентарию или внепарламентскому центру влияния, — премьер может стать центром парламентского большинства, на знаменах которого будут начертаны лозунги радикальных экономических реформ с человеческим лицом. Не случайно соратники премьера по партии «Батькiвщина» берут на вооружение идеологию солидаризма: в переходном обществе, которым является украинское, нужны эффективные формы диалога между властью и бизнесом, бизнесом и наемными работниками. Если предыдущие составы правительства традиционно стремились уклониться от диалога по названным направлениям, то кабинет Тимошенко, наоборот, ведет его в наступательном ключе.
Есть важный для бизнесменов момент: Тимошенко не просто говорит на понятном им языке, но и умеет признавать свои ошибки. Ее инициативы позволяют сказать, что премьер стремится стать практически санитаром бизнес-среды, изменить правила игры. Тезис о необходимости пересмотреть приватизацию 3000 предприятий благополучно забыт, из лексикона правительственных чиновников выдавливается слово «реприватизация». Премьер не устает подчеркивать, что для нее важно наполнение бюджета и честное ведение дел, и обещает «не есть маленькие предприятия на завтрак». Она слишком хорошо знает правила украинского бизнеса, установившиеся за последние 10 лет, и именно поэтому стремится изменить их, сделать цивилизованными, понятными и предсказуемыми. При этом на самом высоком уровне не ставится задачей «пустить кровь» вчерашним политическим оппонентам, — Тимошенко, наоборот, призвала не пересматривать итоги малой и средней приватизации. Вообще в реприватизационных планах правительства только «Криворожсталь», «Укррудпром», Никопольский завод ферросплавов, — их покупка была слишком скандальной и походила на аферу.
Ожидаемой сенсацией стало предложение премьер-министра отменить налог на добавленную стоимость. И пусть в словах Юлии Владимировны было немного позволительной даме актерской игры, она полна решимости отменить этот наиболее криминализированный налог, для многих предпринимателей ставший настоящим кошмаром. Пока в правительстве нет четкого согласия по вопросу «Что делать с НДС?». Очевидно, первым шагом станет отмена льгот по налогу на добавленную стоимость для всех субъектов предпринимательской деятельности. Даже упорядочение процесса взимания и возмещения налога на добавленную стоимость поможет качественно изменить уровень финансовой дисциплины в государстве. Параллельно с этим правительство продолжает наводить порядок на таможне. Тимошенко и ее подчиненные неоднократно говорили о необходимости оптимизировать Таможенный тариф, сделать реальными таможенные пошлины, а не стимулировать ими практически поголовное взяточничество среди мытарей. Скорее всего, этот непростой, но стратегически важный шаг законодателями будет осуществлен уже в ближайшее время. Премьер нашла в себе силы признать, что цены на некоторые товары могут вырасти, однако гарантирует борьбу рыночными методами с повышением цен на продукты питания.
Правительство запрограммировано на решительные действия своей опорой на программу Президента Виктора Ющенко. Кроме того, исполнительной власти приходится постоянно оглядываться на приближающиеся парламентские выборы 2006 года. Сегодня очевидно, что неэффективность работы Кабинета Министров может не позволить «оранжевым» политическим силам сформировать большинство в парламенте следующего созыва. Поэтому Юлия Тимошенко предлагает целый комплекс социальных шагов, способных доказать отличие новой власти от предыдущей. Планы правительства в «социалке» амбициозны — восстановление престижа квалифицированного труда, доведение средней зарплаты в бюджетной сфере до аналогичного показателя в производственной сфере, повышение военных и гражданских пенсий, устранение диспропорций, увеличение социальных выплат. Правительству Тимошенко в этом вопросе не обойтись без парламентской поддержки. Хотя вчерашние оппоненты на словах приветствуют инициативы, основная дискуссия еще предстоит во время непосредственного обсуждения законопроекта о внесении изменений в Государственный бюджет на 2005 год.
Проект бюджетных изменений — тест на успех правительства Тимошенко. В обновленном проекте Государственного бюджета на 2005 год есть и пряник, и кнут. Пряник — увеличение социальных выплат, рост минимальной заработной платы и пенсии, кнут — отмена льгот СЭЗ, ТПР, отдельным отраслям промышленности. Премьер вполне очевидно стремится одновременно решить две задачи: фактически провести перераспределение финансовых потоков в пользу бедных и выбить у политических противников финансовую базу для подготовки к парламентским выборам 2006 года. Задачи амбициозны и трудновыполнимы, и это, по всей видимости, подстегивает Юлию Владимировну к активным шагам.
Юлия Тимошенко сегодня действует в лучших традициях постреволюционных лидеров, стремясь в кратчайшие сроки изменить ситуацию и добиться кардинальных изменений. У нее есть прекрасные стимулы: необходимость сохранить за собой премьерское кресло после парламентских выборов и вступления в силу положений политической реформы. Хотя есть основания предполагать, что своего последнего слова относительно реформирования Конституции Тимошенко, бывшая последовательным противником политреформы, еще не сказала. И ее позиция имеет люфт для маневра, актуальность которого будет определяться экономическими успехами возглавляемого лидером «Батькивщины» правительства.