1. Макропоказатели не учитывают эффект от налоговой реформы. Проект бюджета-2016 базируется на макропоказателях, которые правительство утвердило в августе. То есть эти макропоказатели по своей сути не учитывают эффект от реализации налоговой реформы, а также ряд других факторов. Следствием этого может быть несопоставимость реальной ситуации с прогнозируемыми показателями бюджета, в первую очередь в части налоговых поступлений.
2. Бюджет-2016 не является бюджетом экономического развития. Основные направления финансирования: социальные расходы, управление, оборона. Расходы потребления — 93,5% (против 91,9% в 2015 году), расходы развития — 6,3% (против 7,8% в уходящем году). Часть валового накопления основного капитала в ВВП в 2016 оценивается на уровне 8,3% (в 2008 году была 25,9% от ВВП). Таким образом, сокращение инвестиционных расходов не может обеспечить прогнозируемого роста ВВП. Отобранные Минэкономразвития 10 государственных инвестиционных проектов (1 млрд грн) не способны непосредственно генерировать добавленную стоимость и возвращение инвестиций. Зато финансируются преимущественно начатые в прошлые годы проекты: 70,5% — социально-культурная сфера и сфера здравоохранения, 23,2% — развитие автомобильных дорог и 6,2% — охрана окружающей среды.
3. Проект бюджета-2016 не является реформаторским и практически не предусматривает финансирование программ, определенных Нацсоветом реформ мероприятий. В условиях отсутствия финансовых планов реформ, осуществление финансирования этих мероприятий будет обеспечиваться через основную деятельность ведомств, ответственных за их выполнение. Существенно увеличится финансирование программы продвижения интересов Украины в мире (в 8,3 раза), а также финансирование государственного управления (более чем вдвое) и судебные органы (в 1,7 раза). В то же время предусмотрено сократить бюджетные расходы на антикоррупционные, правоохранительные мероприятия, реформу энергетического сектора, когда эффективность выполнения по этим направлениям реформ — меньше 50% и имеет самые низкие показатели статуса прогресса реформирования соответствующего сектора.
4. Внедряется возможность существования «скрытого» дефицита бюджета. Дефицит бюджета определен на уровне 83,69 млрд. гривен, что составляет 3,7% ВВП, и соответствует критериям, заложенным в Меморандуме об экономической и финансовой политике. Но закладываются риски существования «скрытого» дефицита бюджета путем выпуска государственных ценных бумаг, а именно:
• возможность кредитования Фонда гарантирования вкладов физических лиц на сумму свыше 16 млрд. гривен (статья 17);
• для капитализации банков (статья 16) — сумма не определена;
• для капитализации НАК «Нафтогаз Украины» (статья 18) — сумма не определена.
С одной стороны правительство декларирует соблюдение «эффективного» показателя дефицита государственного бюджета на приемлемом уровне (3,7 % ВВП) и ограничивает показатели государственного долга (статья 5 проекта бюджета-2016 на уровне 1501,5 млрд гривен), с другой — и в дальнейшем будет использовать практику формирования «скрытого» дефицита государственного бюджета и практически непрогнозируемого роста государственного долга.
5. Узаконивание «ручного» управления расходами. Предоставляются неограниченные полномочия (статьи 3 и 21) Кабинету Министров (без согласования с парламентским комитетом по вопросам бюджета) осуществлять перераспределение и увеличение расходов по программе «Мероприятия по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти и сокращению количества контролирующих органов» (636,2 млн грн) и Минфину (по согласованию с комитетом) относительно изменения поступлений от иностранных кредиторов. Этим нивелируются требования ст.95 Конституции Украины (исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общесоциальные нужды, размер и целевое направление этих средств) и ст. 7 и 23 Бюджетного кодекса (относительно случаев перераспределения или передачи бюджетных назначений путем согласования с комитетом по вопросам бюджета, за исключением расходов на содержание органов государственной власти).
6. Высокая вероятность недофинансирования программ регионального развития и оборонной промышленности. В статье 14 проекта бюджета предлагается за счет конфискованных средств и средств, полученных от реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупционного и связанного с коррупцией правонарушения (13,4 млрд гривен) направить через специальный фонд на расходы государственного фонда регионального развития (4,65 млрд грн), субвенцию на формирование инфраструктуры территориальных обществ (1 млрд грн), выполнение государственных целевых программ реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса (0,8 млрд грн) и предприятиях космической отрасли (0,9 млрд грн), мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства и функционированию системы специальной информации (почти 6 млрд грн). Однако по этой программе за 10 месяцев текущего года поступило всего 94,7 тысячи гривен. Поэтому предлагается указанные поступления и расходы учитывать в общем фонде государственного бюджета.
«Исключить пункт 6 статьи 11 и пункты 12-17 статьи 14 и дополнить статью 10 словами: «конфискованные средства и средства, полученные от реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупционного и связанного с коррупцией правонарушения».
7. Предложения Правительства относительно финансирования образования, охраны здоровья, социальной политики, молодежи и спорта являются достаточно конструктивными и такими, которые соответствуют текущей экономической ситуации. Одновременно очевидным является то, что в следующем году правительство не планирует проведение реформ в этой сфере — изменения и нововведения являются сугубо «косметическими» и не предусматривают стратегического развития. Исключение составляет внедрение верификации социальных выплат, то есть назначение их с учетом материального положения семьи. Позитивом также можно считать передачу на усмотрение органов местного самоуправления предоставления льгот для отдельных категорий населения, а также питание детей в дошкольных заведениях и учеников 1—4 классов. Однако, учитывая появление в Дополнении 1 проекта Государственного бюджета единого налога среди других доходов, непонятно, каким образом они будут финансироваться. Большего результата можно было достичь за счет внедрения адресного и индивидуального подхода в социальной политике, а также принципа «деньги ходят за человеком». Больше всего в документе поражает увеличение расходов для Пенсионного Фонда Украины с 80,8 млрд грн до 172,3. млрд грн, что обусловлено снижением ставки единого социального взноса. Считаем, что в таком случае нужно срочно внедрить Единый электронный реестр пенсионеров, который обеспечит экономию расходов Пенсионного Фонда на несколько десятков миллиардов гривен.