«Мясной» конфликт между Россией и США имеет признаки политической расплаты. И в эту войну Москва хочет втянуть Украину. Такие выводы сделали эксперты по результатам встречи руководителя российского ведомства Сергея Данкверта с первым заместителем министра аграрной политики и продовольствия Украины Иваном Бисюком, которая состоялась 4 февраля в Москве.
В разговоре с «Днем» заместитель генерального директора Украинской аграрной конфедерации Александр Ярославский заметил: «По случаю истории торговых «разборок» РФ с Беларусью, Грузией, Америкой, конечно, можно спокойно говорить о политическом мотиве». По словам эксперта, в первую очередь, его можно объяснить желанием российской стороны «защитить внутреннего производителя». «Когда Россия вступила во ВТО, уровень защиты от импортной продукции у нее снизился. Но такой рычаг, как нетарифная регуляция импорта, у них остался. И чем они, собственно, пользуются и будут пользоваться, по моему мнению», — отмечает эксперт.
Поэтому, собственно, Ярославский убежден, что украинская сторона вряд ли прислушается к советам «соседа». «У нас есть своя ветеринарная служба, которая отвечает за контроль за ввозом мяса. И именно она, не американская, не российская, не белорусская службы, принимает решение, может ли быть ввезена та или иная продукция на территорию Украины, или нет. И именно она несет ответственность», — подчеркивает Ярославский.
Если же такое все же случится, прогнозирует Ярославский, то украинским потребителям придется готовиться к повышению цены на мясо и мясные изделия. «Если такое (запрещение ввоза американской свинины и говядины. — Авт.) все же состоится, то очевидно, что будет снижение импортного насыщения рынка, и могут подорожать те продукты, которые изготовляются из привезенного мяса. Это в основном — колбаса и колбасные изделия. И, конечно, не исключено, что такая ситуация «потянет» вверх цены на мясо внутреннего производства. Просто на рынке мяса будет меньше, и очевидно, что оно будет дорожать», — прогнозирует эксперт.
Напомним, что в соответствии с сообщением пресс-службы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), на встрече в Москве шла речь о перспективах торговых отношений со странами, которые используют стимулятор продуктивности рактопамин. Это — препарат, которым кормят крупный рогатый скот и свиней для того, чтобы животные быстрее набирали мускульную массу. Кроме фармакологического эффекта рактопамин может проявлять токсичное действие, поэтому употребление людьми в еду мяса и субпродуктов животных, которые получали такие препараты с кормом для стимуляции роста, может вызывать отравление, которое проявляется в таких клинических признаках как тахикардия и другие нарушения сердечного ритма, тремор, головные боли, мускульные спазмы, повышение артериального давления.
Напомним, 11 февраля РФ признает американскую свинину и говядину продукцией высокого риска и закроет для нее свои границы. И, следовательно, предупреждает сосед, производители будут пытаться переориентировать свои поставки на украинский рынок. И этого, советуют в РФ, украинцам никак нельзя допустить. Ведь, несмотря на неоднократные обращения Россельхознадзора, американская сторона не предоставила гарантии в отношении отсутствия в товарных партиях продукции животного происхождения, которая поставляется на российский рынок, бета-адреностимулятора рактопамина. «Из четырех стран, которые широко и масштабно применяют рактопамин при откорме животных (США, Канада, Мексика, Бразилия) не отреагировали по требованию России конструктивно только США. К сожалению, компетентные органы США уклонились от профессионального обсуждения проблемы, а американской администрацией сделаны попытки придать российским требованиям политическую направленность, связать их с так называемым списком Магнитского, а также голословно обвинить Россию в нарушении принципов ВТО», — говорится в сообщении. Как указывают западные СМИ, заявление Россельхознадзора появилось на следующий же день после принятия Сенатом США так называемого «закона Магнитского», который вводит ограничение на США для ряда российских чиновников.
Примечательно, что в канун объявления «мясной войны» Штатам, Россия заявила о возобновлении поставок грузинских вин и минеральной воды. Неизменный «глашатай» российских торговых конфликтов — главный санитарный врач России Геннадий Онищенко в ответ на заявление руководителя Национального агентства вина Грузии Левана Давиташвили о том, что грузинская продукция может вернуться на российские прилавки уже весной, оптимистично заверил: «По моему мнению, это реально и скорее». Интересно, что он же так же уверенно и безапелляционно весной в 2006 году заверял российских потребителей, что грузинская продукция содержит повышенный уровень пестицидов (в случае вина. — Авт.) и несоответствие российским требованиям качества (в случае минеральной воды. — Авт.). Интересно, что до запрещения на Россию приходилось около 80% грузинского экспорта вин (приблизительно 10% российского рынка) и 35% грузинского экспорта «Боржоми». Поэтому очевидно, что удар был метким и сильным.
Методика ведения торговых войн для российской власти является традиционным инструментом политических манипуляций. Когда заканчивается терпение для диалога, а оппонент не сдает свои позиции, в ход идет замок на границу. И конечно, подтверждением тому являются последние эпизоды в украинско-российских отношениях: то россиянам не нравились наши сыры, то РФ вводит утилизационный сбор на импорте автомобилей, то эксперты прогнозируют конфликт на сахарном рынке СНГ, то россияне угрожают украинским пивоварам, а то странам Таможенного союза не понравилась украинская кондитерка...
Возвращаясь к началу нашего текста, заметим, что представляется, что в РФ немного изменили тактику объявления торговой войны. Каковы шансы, что Украина проглотит наживку? Если так, то будет ли означать это, что РФ имеет огромное влияние, в частности, на формирование международной торговой политики Украины?