На этой неделе в Киеве начнет работу III съезд Украинской ассоциации аграрных инженеров. О чем пойдет речь на нем? Вдумайтесь в такую цифру: сегодня из-за отсутствия техники мы теряем на гектаре по тонне зерна, а в общем в масштабах Украины — не менее миллиарда долларов. Какая экономика выдержит такую расточительность?! Выход — в возрождении сельхозмашиностроения, в закупке соответствующей техники за границей. Но в то же время необходимо позаботиться и о механизаторских кадрах. Нынче на селе постепенно возрождается уважение к инженерам и механизаторам. Ведь сложная сельскохозяйственная техника, в том числе механизированные комплексы для животноводческих ферм, понемногу пробивают себе дорогу. Кто этим займется? Очень часто грамотных специалистов на селе для этого не находится.
К размышлениям и практическим действиям в этом направлении руководителей Большебагачанского района Полтавской области побуждало отсутствие механизаторов. Хотя и с огромными сложностями, но техника в хозяйства начинает поступать, а эксплуатировать ее некому. В Большой Багачке общество аграрных инженеров совместно с преподавателями Полтавского аграрного университета образовали центр практического обучения молодежи механизаторским профессиям. А непосредственно в селах, как считают основатели центра, проблему профессиональной ориентации учеников общеобразовательных школ можно решать на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов, которые необходимо оснастить современной техникой. Таким образом, молодежь будет овладевать одной или несколькими сельскими профессиями.
А возникает эта проблема потому, что никого сегодня не тревожит судьба сельской молодежи, для которой нынче открывается лишь два пути: или в город, далеко от родителей и знакомой среды, или — водка, нередко на селе являющаяся единственным лекарством от безработицы и безысходности. Эту проблему не освещают даже молодежные СМИ. Все это приводит к тому, что профессия механизатора перестала быть престижной, а сельскохозяйственная техника используется неэффективно, технология выращивания и сбора сельскохозяйственных культур не выдерживается, и, в первую очередь, из-за отсутствия высококвалифицированных механизаторов. С этим соглашается и министр образования и науки Станислав Николаенко. Но ведь этого мало. Нужно что-либо предпринимать.
Сейчас все внимание сосредотачивается на компьютеризации школ, доступу к интернету и совсем забываем о том, что школьникам необходимо прививать трудовые навыки. Трудовое воспитание вообще упразднено из школьной программы. А кто же будет поднимать экономику? Кто будет обрабатывать поля, выращивать и собирать урожай? Вряд ли к этому приобщится когда-нибудь городская молодежь. Ее и на завод сегодня не затянешь.
Как же выстроить систему обучения механизаторскому делу? Полагаем, нужно всячески укреплять связи общеобразовательной школы на селе с немногими действующими сельскими профессионально-техническими училищами, которых в стране на сегодняшний день существует только 27. Речь идет также о создании территориальных центров на базе экономически стойких училищ, как уже упомянутый центр в Большой Багачке, а также в Погребищах (Винницкой обл.). Последний — это современный учебно-производственный комплекс со всеми необходимыми лабораториями, кабинетами, оборудованием, мастерскими, механизированным током, закрытым боксом для хранения техники, спортивным залом, столовой, общежитием. Практические навыки воспитанники приобретают благодаря отличной материально-технической базе. Здесь 22 трактора, 14 автомобилей, 2 автобуса, 5 комбайнов, два свеклоуборочных комплекса, набор мелиоративных машин и прицепного сельскохозяйственного инвентаря. В распоряжении училища находится 175 гектаров собственной пахотной земли. При нем создано учебно-производственное объединение, в распоряжении которого находится еще 800 гектаров. Обрабатывая землю, выращивая различные сельскохозяйственные культуры, воспитанники приобретают знания и опыт, максимально приближенные к реальным условиям товарного производства. Учеников набирают на основании договоров с работодателями, благодаря чему более 80% выпускников трудоустраиваются в сельскохозяйственных предприятиях различных форм собственности. Здесь работают опытные преподаватели, а также мастера и инструкторы. К сожалению, таких заведений в Украине немного, хотя профессиональное обучение молодежи и города, и села следовало бы рассматривать как важное общегосударственное дело. К нему следует подключить и агрофирмы, заинтересованные в подготовке механизаторских кадров, и промышленные предприятия. Не может находиться в стороне также и местная власть.
Хороший опыт накоплен в Новопокровской гимназии-интернате Солонянского района Днепропетровской области. Более 40 лет эта школа давала своим выпускникам не только среднее образование, но и профессии трактористов-машинистов широкого профиля, а также водителей. В сельское хозяйство после окончания этой школы было вовлечено шесть тысяч юношей и девушек, причем не безрукими невеждами, а квалифицированными механизаторами. Школа имеет 50 гектаров собственной и 114 гектаров арендованной земли, три трактора, четыре автомобиля. Однако и здесь существует проблема. Все хотят нанять квалифицированного специалиста, но никто не хочет финансировать его подготовку — мол, пусть налогоплательщик карман вытрясет. Работодатель должен в конечном итоге осознать, что кадры с неба не падают. Необходимо проявлять помощь в деле их подготовки. Тем более, что нынче везде применяются новые технологии. Однако, если учебный процесс организован плохо, то молодые специалисты приходят на производство и не могут работать по новым технологиям. А значит, дешевле сразу правильно дать образование в училище, чем потом переучивать.
К сожалению, о большом спросе на профессии аграрного профиля сегодня говорить еще рано. Слишком долго и старательно «реформировалось» наше село. Но не за горами — вступление в ВТО. Нужно будет открывать рынки для зарубежных производителей. Выдержим ли мы тогда без молодых квалифицированных кадров жесткую конкуренцию? Для этого необходимо новое поколение крестьян — грамотных, профессиональных, заинтересованных в результатах своего труда. И хорошо, что еще чудом сохранились те 27 СПТУ аграрного профиля. Но готовы ли они получить новый социальный заказ? Лишь 2% из 8 тысяч тракторов в СПТУ «младше» десяти лет. В прошлом году произошло обновление этого парка, которое можно считать прорывом: училища получили 45 тракторов и 10 комбайнов.
Для сельских ПТУ является чрезвычайно важным недавнее признание их производителями сельхозпродукции. Теперь педагоги и ученики будут наводить порядок в своих учебных хозяйствах лучше: теория — зимой, практика — в хлебопашеское горячее время, весной—летом—осенью. Ведь, бывало, ярые буквоеды кукурузу сеяли в декабре: мол, учебным планом предусмотрено... Конечно, выпускникам школ и СПТУ, особенно отличникам, должна быть открыта дорога в высшие учебные заведения, особенно машиностроительного и аграрного профиля. Это стратегическая проблема.
Без молодых высококвалифицированных кадров не вырваться селу из потемок. Организация системы производственного обучения — большая государственная проблема. Поэтому без надлежащего финансирования ее не решить. Вряд ли в этом можно полагаться на центральный и местные бюджеты. Недавно (24 января, №11) «День» рассказал нам о том, что американский социум готов оказать украинскому народу значительную грантовую помощь. Прельщает также то, что выбор проектов для нее будет осуществляться на основании действительно демократической процедуры, в процессе обсуждения в городах и селах Украины. Поэтому, считаем, что Министерству образования и науки следует выступить инициатором обращения к США с просьбой поспособствовать восстановлению и обновлению системы подготовки работников массовых профессий для села, а также — для города, где уже отмечается большой спрос на квалифицированные рабочие кадры. Уверен, что широкие массы, а также бизнес — и в городах, и в селах — поддержит такую инициативу в ходе общественного обсуждения. Инвестируя деньги в нашу молодежь, мы гарантируем стране, нашим потомкам светлое будущее.