Большинство проблем Украины связаны сегодня с российской агрессией на востоке страны. Но председатель правления международного центра перспективных исследований Василий Филипчук считает, что это не единственный вызов, который Украина вынуждена сейчас преодолевать. «Когда государство сильное, когда у него имеется мощная экономика, способная обеспечивать оборонный потенциал, — отмечает он, — тогда стране легко защищаться. Если государство, наряду с военной агрессией против него, имеет еще и экономику, которая никак не может выйти на восходящий уровень, а идет по нисходящей спирали, то это очень большая проблема. Она может привести к тому, что в дополнении к сегодняшней иностранной агрессии у нас могут быть и проявления социального недовольства...».
К сожалению, прогноз на 2014 год, представленный во вторник МЦПИ, не исключает и такого развития событий в нашей стране. В соответствии с ним, падение валового внутреннего продукта в 2014 году может составить 7%. И не факт, что в 2015 году его сменит, как отмечается в прогнозе, составленном еще до начала непосредственного ввода российских войск в Украину, рост на 3%. При этом инфляция, согласно исследованиям, в нынешнем году ускорится до 17%, а в следующем замедлится до 8,3%. Авторы прогноза отмечают, что столь существенное падение экономики обусловлено сокращением частного потребления по итогам года на 9%. В свою очередь, это связано со снижением реальных доходов, ростом стоимости импортных товаров вследствие девальвации, повышением административно регулируемых тарифов и ухудшением условий кредитования.
Эксперты центра на основе экономических факторов оценили равновесный курс национальной валюты на уровне, близком к 11 грн/$1. Но обменный курс гривны, по их мнению, в конце 2014 года составит 12,5 грн/$1. В 2015 году, как надеются эксперты, этот показатель составит 13 грн, в 2016 — 12,8 грн, в 2017 г. — 12,4 грн/$1. Реальный ВВП (год к году) в 2016 г. вырастет до 3,4%, в 2016-м — до 4,5%. Индекс потребительских цен в 2015 году снизится против нынешнего гада почти вдвое и составит 13%, в 2016 году — 12,8%, в 2017-м — 12,4%. Уровень безработицы, рассчитанный согласно методологии МОТ, в этом году поднимется до 8.2%, а дальше начнет снижаться. В 2015 г. — 7.5%, в 2016 г. — 7%, в 2017-м — 6.9%.
Обнародованный во вторник прогноз Международного валютного фонда в основном совпадает с данными исследования МЦПИ. «Чтобы проиллюстрировать риски, связанные с дальнейшей эскалацией конфликта на востоке Украины и, как следствие, ослаблением экономики и возможностей бюджета, Фонд подготовил сценарий развития Украины при условии продолжения военных действий до конца 2014 года и в 2015 году, — говорится в отчете МВФ. — Рецессия углубится и потребует новых финансовых вливаний». По расчетам Фонда, экспорт по итогам 2014 года сократится на фоне дальнейшего ухудшения отношений с Россией, а также с учетом физического вывода из строя производственных мощностей Востока Украины. «В то же время в 2015 году Украина сможет несколько нарастить экспорт преимущественно за счет действия Зоны свободной торговли с ЕС», — предполагают эксперты Фонда.
Однако в МВФ прогнозируют, что незначительный рост экспорта не покроет финансовых разрывов, неизбежных из-за оттока капиталов и сокращения прямых иностранных инвестиций. По данным аналитиков Фонда, дефицит платежного баланса в 2014 году вырастет до $7,5 миллиарда, а в 2015-м — до $11,5 миллиарда.
Чтобы покрыть потребности в финансировании Украине до конца 2015 года будет необходимо не менее $19 миллиардов внешних заимствований. В связи с этим вырастет дефицит государственного бюджета — до 7,25% ВВП в 2014 году и до 8% ВВП в 2015 году (против прогнозированных ранее 5,8% ВВП в 2014 году и 3,9% ВВП в 2015 г.). Соответственно, госдолг страны вырастет с 69% ВВП в 2014 году до 83,25% в 2015 году (ранее МВФ прогнозировал 67,5% и 73,5% в 2014 и 2015 годах).
Скажем прямо, такие цифры не добавляют сил украинским воинам. Но не стоит думать, что это такая уж фатально безысходная арифметика. Представляя свой прогноз, глава МЦПИ сосредоточился на факторах, которые могут помочь Украине даже и в условиях войны не только не потерять экономику, но и найти средства для того, чтобы улучшить материально-техническое снабжение армии и победить. Среди источников средств для поддержки армии, Филипчук в первую очередь назвал так называемую контролируемую инфляцию. «Государство, на которое нападают, как правило, имеет трудности с внешними заимствованиями, а отложенного ресурса у него нет». «И что оно делает? — спрашивает эксперт и отвечает: — Оно печатает деньги. И это нормальная контролируемая эмиссия и, следовательно, инфляция. Ведь выделяемые для армии средства не толкают страну на путь гиперинфляции, а идут лишь на военные нужды».
«Второй источник средств, — продолжает эксперт, — это внутренние заимствования. Во время войны обычно неимоверно растет патриотизм, и люди готовы отдать последнее, чтобы защитить свою страну». Военные облигации, прямые заимствования, пожертвования, добровольные взносы — все это нормальные и очень важные способы сбора средств для ведения войны, говорит Филипчук. В качестве третьего источника он называет иммобилизацию всех материально-технических ресурсов и приводит примеры того, как в военное время обычные частные предприятия переходили в подчинение государственных органов и выполняли указания военного руководства. Это позволяло обеспечить потребности армии, и воспринималось бизнесом с пониманием.
«Что нужно, чтобы все три названные источники мобилизации средств для нужд армии были понятными и, главное, эффективными? — спрашивает Филипчук и настаивает: — Следует развернуть, усилить борьбу с коррупцией, потому что невозможно мотивировать людей собирать средства для армии, когда они видят, что эти средства потом или не используются, или транжирятся». «Когда недавно был скачок обменного курса гривны в связи со спекуляциями на рынке, — продолжает глава центра, — нам говорили, что это все из-за войны и паники, но оказалось, что это неправда. Мы все знаем, что один банк получил 10 миллиардов гривен рефинансирования, а это и есть прямая инфляция, другой банк — другую сумму и т.д., а потом все эти средства выводятся на валютный рынок и уходят из страны. Объясняется все это якобы военными затратами». «Контроль над инфляцией должен быть общественным, политическим и публичным, — призывает эксперт, — контроль за каждой копейкой, которую печатает государство». По его словам, мы все должны быть уверены, что деньги не разворовываются, и тогда будем с легким сердцем давать их государству, помогать ему в защите страны.