Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Три вопроса к правительству

Как власти избежать катастрофы в энергетическом секторе
4 августа, 2015 - 10:43
АРСЕНИЙ ЯЦЕНЮК ПОТРЕБОВАЛ ОТ ВЛАДИМИРА ДЕМЧИШИНА ГАРАНТИЙ ТОГО, ЧТО ЗИМОЙ В УКРАИНЕ НЕ БУДЕТ ВЕЕРНЫХ ОТКЛЮЧЕНИЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ. «ГРАЖДАНЕ ПЛАТЯТ, ПРЕДПРИЯТИЯ ПЛАТЯТ... КУДА ВЫ ДЕНЬГИ ДЕВАЕТЕ?» — ПОИНТЕРЕСОВАЛСЯ ПРЕМЬЕР. ХОРОШИЙ ВОПРОС!.. / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Вчера в Кабмине состоялось заседание антикризисного энергетического штаба. Причину экстренного сбора премьер Арсений Яценюк сообщил накануне -катастрофическая ситуация в энергетическом секторе. Ведь долг  населения в энергетическом секторе за 2015 год составляет 2,2 миллиарда гривен и 2,6 миллиарда гривен — со стороны теплокоммунэнерго.

Среди прочих заявлений, Арсений Яценюк поручил председателю правления НАК «Нафтогаз Украина» Андрею Коболеву согласовать с европейскими партнерами дату трехсторонних переговоров по поставкам природного газа в страну, а также поручил «Нафтогазу» в августе максимально увеличить закупки газа по реверсу. Коболев, в свою очередь, признал, что имеющихся сейчас запасов газа для прохождения зимнего периода — мало. По словам, сегодня в ПХГ закачано около 13 миллиардов кубометров газа, а пополнения запасов происходит слишком медленно.

«На орехи» получил и министру топлива и энергетики Владимиру Демчишину. От него премьер-министр потребовал гарантий того, что зимой в Украине не будет веерных отключений электроэнергии. «У нас разве бесплатно выдается электроэнергия? Да нет как будто. Граждане платят, предприятия платят... Куда вы деньги деваете?», — поинтересовался Яценюк. Министр, в свою очередь, отметил, что выполнению поручения премьера препятствуют неэффективное использования средств и саботажи ДТЭКом поставок угля на станции.

Кроме этого, Арсений Яценюк заявил, что необходимо безотлагательно начать уголовные производства о бездеятельности местных властей при оформлении жилсубсидий. При этом он отметил, что правительство переходит в еженедельный режим анализа относительно уровня назначения субсидий населению.

В целом же, считают эксперты, сегодня Украине необходимо решить три энергетических вопроса.

Первый касается закупок угля. По данным «Укрэнерго», запасы на складах теплоэлектростанций продолжают снижаться. На начало августа этот показатель составил 1,94%  — до 1, 362 миллиона  тонн (из них 560,1 тысячи тонн антрацита и 21,16 тысячи тонн мазута). При этом 31,2% из угольного запаса находятся на складах Луганской ТЭС, которая работает обособленно от Объединенной энергосистемы Украины. Еще 23,2% — на Бурштинской ТЭС, которая работает синхронно с энергосистемой Европейского Союза, в так называемом «Бурштинском энергоострове». В ночь на 1 августа из-за нехватки топлива остановился и последний энергоблок Приднепровской ТЭС. Поэтому 30 июля работали 32 угольных энергоблока и 2 корпуса ТЭС суммарной мощностью 6347 МВт. Атомные электростанции — с нагрузкой 8144 МВт. На начало августа из-за дефицита топлива не работали 17 энергоблоков и 2 корпуса тепловых электростанций общей мощностью 4347 МВт. Кроме того, по данным «Укрэнерго», на аварийном ремонте находились 6 энергоблоков и один корпус ТЭС (мощностью 2182 МВт).

Поэтому теперь угля не хватает даже на текущую работу ТЭСов. А до начала отопительного сезона нужно запастись не менее чем на 3,5 миллиона тонн, посчитал премьер-министр Арсений Яценюк.

В год теплоэлектростанции сжигают 37—38 миллиона тонн угля, рассказывает бывший уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский. По его словам, в настоящий момент  антрацитные  группы угля преимущественно добываются на оккупированных территориях. Поэтому на станциях сформировался их дефицит. Как его перекрыть? Либо договариваться с террористами, либо полностью  отказаться от антрацитной группы угля,  модернизировав при этом тепловые электростанции.

По мнению бывшего министра ЖКХ Украины Алексея Кучеренко, дополнительный уголь можно взять на внутреннем рынке или импортируя из ЮАР или Австралии. Впрочем, последний вариант,  продолжает  он, не возможен, потому что  отечественные порты пропускают не более 500 тысяч тонн угля в месяц, в то время как необходимый минимум — 2 миллиона тонн.

Угольную проблему, по мнению Кучеренко, можно было бы решиться значительно проще. Проблема в том, объясняет  эксперт, что ее  корень кроется в недрах  украинской  приватизации. «Тепловая энергетика в основном приватизирована  и 80% ее сконцентрировано в одних руках — у компании ДТЭК, которой  владеет Ринат Ахметов. На самом же деле это — монополия. Но так вышло, что АМКУ не признал ее таковой», — рассказывает он. Теперь от действий этой компании, продолжает Кучеренко, зависит закупка объемов угля на зиму и стоимость тепловой энергии. «Тепловая энергия составляет 45% в общем энергобалансе страны. И это ключевая угроза прохождению зимы. Ринат Леонидович пытается диктовать свои условия. А с другой стороны, есть государство: Министерство угольной промышленности и энергетики и НКРЭ, куда зашли люди со стороны энергетической компании другого олигарха — Григоришина. То есть идет борьба, а  мы ее заложники. Об этом знали все, кроме Арсения Яценюка», — объясняет бывший министр ЖКХ Кучеренко.

Второй вопрос — это запасы газа. По информации пресс-службы ПАО «Укртрансгаз», в подземных хранилищах Украины на утро понедельника было 13,064 миллиарда кубических метров голубого топлива. В июле хранилища пополнились на миллиард кубических метров газа. В целом с начала текущего года в ПХГ было закачано 5,4 миллиарда  кубических метров. Этого не достаточно для прохождения зимы. И наберется ли необходимый для прохождения отопительного сезона объем — тоже не понятно. Ведь Украина не возобновила закупку голубого топлива в России. Нет  компромисса и в вопросе цены на зиму: заседание в трехстороннем формате постоянно переносится.

Газовую независимость Украина могла бы обрести, если бы успела договориться о запуске большого реверса (30 миллионов метров кубического газа в год) из  ЕС,  считает Соколовский. Он напоминает, что правительство пока добилось малого реверса (поставки через Словакию, Польшу и Венгрию), которые дают 11 миллиардов кубометров газа. Но без большого газового круга угроза зависимости от  России сохраняется,  считает он.

В то же время  Кучеренко проблему  с газом видит в другом. «Главный вопрос — в достоверности данных НАКа о запасах и контрактах. Вчерашняя информация  о том, что ему не хватает миллиарда долларов на закупку газа, — тому подтверждение. Я уверен, что основная газовая проблема — в непрозрачности  баланса», — считает бывший министр  ЖКХ Украины Алексей Кучеренко. По его мнению, украинского газа вполне хватает для теплокоммунэнерго и населения. Но как им распоряжаются?

Третья проблема — переработка нефти. После недавнего сглаживания конфликта между акционерами «Укрнафти», вопрос «черного золота» опять  всплыл. На выходных в Кременчуге пикетировали офис «Укртранснафти» из-за того, что она остановила подачу добытой «Укрнафтой» нефти. Сразу же появились заявления владельцев об остановке добычи нефти и единственного НПЗ — Кременчугского. Впрочем, через шесть часов  поставки нефти возобновили. Исполнительный директор НАК «Нафтогаз України» Андрей Пасишник написал в своем Фейсбуке, что НАК не собирается останавливать роботу НПЗ, но и требовать от государства деньги за хранение технической нефти в государственных резервуарах некорректно. «Требовать от государства необоснованные деньги за псевдоаренду резервуаров, при этом пользуясь нефтью государства — руководство государства и правительство не позволят!» — написал Пасишник.

Поэтому  правительству  нужно решить  как минимум три вопроса,  а времени — только 2-3 месяца.

«В феврале — марте 2015 года эксперты всячески предупреждали правительство и рассказывали, что  и как нужно делать в каждом из направлений, чтобы в большинстве направлений Украина осталась зависимой от России. У меня только один вопрос: кто дезинформировал премьера и Президента? Ведь до сих пор говорилось, что все нормально. А здесь вдруг увидели проблемы. И это тогда, когда радикально изменить ситуацию нельзя. Разве что смягчить: смотреть, где можно ограничить газо— и энергопотребление», — резюмирует Соколовский.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ