Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Труба зовет...

Если Украина не модернизирует свою газотранспортную систему, она рискует через пару лет потерять львиную долю прибылей от транзита энергоносителей
15 сентября, 2008 - 18:45
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ ОЦЕНИЛА МОДЕРНИЗАЦИОНЫЙ ПРОЦЕСС ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГТС В 2,5 МИЛЛИАРДА ЕВРО / ФОТО УКРИНФОРМ

Украине принадлежит одна из самых мощных газотранспортных систем (ГТС) в мире. Экономическая и политическая выгода от трубы, которая поставляет значительную часть всего объема нефти и газа в Европу, уже давно делает ее объектом пристального внимания со стороны российского брата. Напомним, что газотранспортная система страны находится в эксплуатации дочерней компанией «Укртрансгаз» НАК «Нафтогаза Украины». Ежегодная пропускная способность ГТС на входе — 288 миллиардов кубометров, а на выходе — 178,5 миллиарда кубометров, в том числе, в страны Европы — 142,5 миллиарда кубометров.

По данным «Укртрансгаза», транзит голубого топлива по украинской территории в страны Европы в январе—июне 2008 года вырос на 23%. Такие показатели бесспорно радуют, ведь в прошлом году он сократился на 1,5% по сравнению с 2006 годом. А в страны СНГ — и того больше: в 4,8 раза — до 3,1 миллиардов кубометров.

Эксперты утверждают, что дальнейшие успехи в работе ГТС будут зависеть от ее модернизации и способности увеличить пропускные мощности. Ведь Россия уже строит «Северный» и «Южный» потоки, ведется и газопровод через Беларусь. Европа же реализует газопровод «Набукко». Удастся ли Украине и далее сохранить лидирующие позиции в транзите энергоресурсов при таких условиях? Это и выяснял «День».

ДЕНЬГИ В ТРУБУ...

Европейская комиссия оценила модернизационный процесс отечественной ГТС в 2,5 миллиарда евро. «Такая оценка говорит о том, что наша ГТС находится в хорошем рабочем состоянии. Более того, если бы сегодня проводился тотальный аудит газотранспортной системы России и Украины, то мы выглядели бы намного лучше», — рассказывает «Дню» газовый эксперт Александр Нарбут. Над чем следует поработать, так это над осовремениванием компрессорных станций.

«Дальнейшая эксплуатация физически изношенных и морально устарелых газотурбинных двигателей может привести к «обвальной» деградации газотранспортной системы Украины и ее неспособности обеспечивать надежную подачу природного газа для внутренних потребностей страны и его транзита в Европу», — пишут о транзитных перспективах Украины в своей статье академик Национальной академии наук Украины (НАНУ) Борис Патон и член-корреспондент НАНУ Артем Халатив. Кроме того, использование таких газовых турбин с низким коэффициентом полезного действия (на уровне 18—25%) еще и привело к излишним затратам газа на собственные потребности ГТС. В 2006 году они исчислялись 4,9 миллиардами кубометров.

По мнению ученых, оснащая газотурбинными двигателями нового поколения свою ГТС при длительной эксплуатации можно снизить не только потребности украинцев в потреблении газа, позволит уменьшить выбросы двуокиси углерода в воздух, но и будет способствовать более надежной эксплуатации системы и ее бесперебойной поставке газа Европы.

Академик, доктор технических наук, профессор, заведующий отделом Института электросварки им. Е.О. Патона НАНУ Владимир Махненко согласен, что украинская ГТС находится не в худшем состоянии, чем российская или американская. Однако, чтобы удержать транзитную марку требуется постоянно следить за ее техническим состоянием и предупреждать возникновение разнообразных дефектов. Так, он рассказал «Дню» об одной из технологии ремонта магистральных трубопроводов под давлением, которую в этом году украинские ученые представили на соискание Государственной премии Украины в области науки и техники. «Традиционно ремонтируют трубопровод останавливая его, очищая от газа и нефти, вырезают дефектный участок и вваривают новый. Это требует больших временных затрат, кроме того, приходится выпускать газ в окружающую среду, а еще есть международные обязательства. Наша технология предусматривает определение технологических дефектов и проведение их предотвращения, ремонт без остановки трубопровода с помощью сварки. Если же толщина дефекта менее 4—5 миллиметров, то сварка не применяется, а устанавливаются специальные муфты и бандажи, которые накладываются поверх дефекта, а на концах свариваются с нормальным участком магистрали».

РОССИЙСКИЙ ИНТЕРЕС

Даже затевая модернизацию своего транзитного добра, Украина не может избавиться от особого интереса России, которая хочет единолично владеть этой трубой. Что же получит в результате Украина, если это произойдет? Скорее, наоборот, утратит последний козырь в урегулировании нормальной цены на газ. Пойдут ли на это украинские мужи?

Информации для размышлений на эту тему в последнее время увеличилось. Так, заговорили, что «Газпром» предложил вернуться к передаче украинской ГТС в управление Международного газотранспортного консорциума. Напомним, что о его создании договорились еще в 2002 году экс-президенты Украины Леонид Кучма, экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер и экс-президент Российской Федерации Владимир Путин. В 2003 году консорциум создали (на паритетных основах, где по 50% принадлежало НАК «Нафтогаза України» и ОАО «Газпрому») для реализации новых совместных проектов в сфере транспортировки природного газа из России в Европу. Но до реализации проекта так и не дошли из-за различного видения деятельности консорциума.

Слухи о передаче отечественной ГТС россиянам опровергло министерство топлива и энергетики Украины своим заявлением: «Вопрос создания Международного консорциума по управлению и развитию ГТС Украины не является предметом переговоров компании...». Со своей стороны, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, которую Банковая обвиняла в измене национальным интересам в вопросе с трубой в обмен на российскую поддержку во время выборов президента, также категорически отбросила идею о передаче ГТС россиянам.

ТРУБНЫЙ КОЗЫРЬ

Пока идут словесные перепалки, продолжается работа по подготовке к подписанию долгосрочных контрактов НАК с «Газпромом». Цена газа еще неизвестна, но с формулой как будто уже определились. Изменится ли она после последних событий в Грузии и реакции на это украинской стороны? Этот вопрос времени. А между тем стоит вспомнить, что, начиная с 2006 года, российский монополист ежегодно увеличивал цену на голубого топлива центральноазиатского происхождения для украинцев. С $95 за тысячу кубических метров она возросла до $179,5. В этом году страна снова ожидает очередного ценового барьера.

В разрешении энергетических вопросов украинским умам стоило бы поучиться именно у россиян: газ для них — это просто бизнес, который подкрепляется бизнес-стратегией для конкретной компании. И не важно, кто ее прописывает для компании. Главное, что крайним за повышение газовых цен для украинцев и европейцев является не российское правительство, а коммерческая структура. А какие могут быть к ней претензии, ведь ее главная задача — зарабатывать деньги и увеличивать свою капитализацию. Вместо этого, Украина, по привычке добропорядочного соседа, в который раз поджимает плечи и держится за ставку транзита, которая по сравнении с другими европейскими странами в 3—6 раз ниже.

Получить коммерческую выгоду (повысить стоимость транзита) и не потерять при этом дружеского тона разговора с соседом также возможно. Например, в разговоре с «Днем» газовые эксперты не исключают варианта с выделением «Укртрансгаза» в отдельную компанию. Это позволит ей самостоятельно устанавливать стоимость «спорного» транзита, исходя из рыночных цен, и при этом официальная власть остается ни при чем. Вот так шансы российского и украинского монополистов более менее уравновешиваются.

Кроме того, много интересного для формирования российско-украинских газовых отношений на базе ГТС можно почерпнуть из Европейской энергетической хартии. Так, один ее пункт позволяет равный доступ к энергоресурсу как потребителям, так и транзитеров. Если бы Украина им воспользовалась, то она могла бы противостоять политическому давлению России. На обещание продавать стране газ по цене, например, $400 долларов, она могла бы требовать закупать весь экспортный российский газ для Европы на своей границе, дальше самостоятельно транспортировать его по своей территории и перепродавать европейским компаниям.

Какая же судьба ожидает отечественную ГТС? Если верить нефтегазовым экспертам все решится в ближайшие 3—4 года. Именно тогда всплывает срок запуска обходных европейских и российских транзитных путей. Успеет ли украинская провластная элита вовремя остановиться и объединиться свои усилия для решения стратегически важных для страны задач? Вопрос хоть и риторический, но в нем заложен еще один барьер для успешной реализации всех экономических начинаний. «У нас почти нет настоящей политической элиты, а только политический класс, — говорит один из собеседников «Дня». — Элита никогда не разменивает национальные интересы, и не делает предметом внутренне-политического конфликта баталии на тему: кто лучше выторгует что-то у наших соседей за наши же национальные интересы. Элита — это те люди, которые, несмотря на различные способы достижения цели и внутреннюю дискуссию, готовы до хрипоты в голосе отстаивать национальные интересы, как перед Востоком, так и перед Западом».

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ