С 1 апреля экспортная пошлина на российскую нефть вырастет до 186,4 доллара за тонну, в то же время снизится экспортная пошлина на светлые нефтепродукты — до 137,9 долл. за тонну, а на темные — до 74,3 долл. за тонну. Вполне понятно намерение России поддержать свои нефтеперерабатывающие заводы и собственный экспорт нефтепродуктов. Готова ли к этому Украина?
Еще в прошлом году правительство Юлии Тимошенко непродуманно открыло границы для импортных нефтепродуктов. В результате упали объемы нефтепереработки в Украине, а часть украинских НПЗ остановилась. Вместо комплекса мер по стабилизации рынка иностранные компании получили подарок, о котором они даже не мечтали. В результате начался рост цен на нефтепродукты. Эксперты считают, что с учетом последних решений Москвы необходимо ограничить импорт нефтепродуктов и загрузить нефтью отечественные НПЗ.
Но власть сейчас думает совсем о другом. Правительство Юрия Еханурова опять подняло тему нефтепровода Одесса — Броды. Во время своего визита в Варшаву и. о. премьер-министра Украины Юрий Ехануров подписал с председателем Совета министров Республики Польша Казимежем Марчинкевичем декларацию по поддержке проекта достройки нефтепровода Одесса — Броды до Плоцка с изменением направления прокачки нефти. Причем после встречи с президентом Польши Лехом Качинским тот же Ехануров обвинил польскую сторону в отсутствии реальных действий в проекте достройки нефтепровода. При этом власть так и не удосужилась представить общественности экономические обоснования целесообразности своих планов.
Противоречивые, на первый взгляд, заявления украинского премьера на самом деле имеют логичное объяснение. Эта труба всегда была избирательным козырем власти: Янукович, в бытность свою премьером, лоббировал реверс, чтобы добиться расположения России; теперь же Ехануров — №1 списка «Нашей Украины» — пытается сыграть на чувствах прозападно настроенного электората.
Пока Польша с осторожностью относится к заигрываниям украинского правительства, очевидно, предпочитая подождать результатов выборов. Тем временем и.о. премьера Юрий Ехануров не устает генерировать новые идеи-фикс. Чего стоит его предложение по поводу постройки альтернативного нефтепровода через территорию Беларуси и Литвы, если Польша потеряет интерес к проекту Броды — Плоцк — Гданьск! Вряд ли после таких заявлений можно расчитывать на понимание со стороны поляков. Похоже, что на самом деле в украинском правительстве никто не собирается достраивать трубу, а вся суматоха затеяна только с одной целью — чтобы подогреть настроения избирателей накануне выборов.
Прокомментировать эти нефтепроводные игры мы попросили экс-руководителя «Нефтегаза Украины», лидера Республиканской партии Украины, представителя «Оппозиционного блока «Не ТаК!» Юрия Бойко. «Постройка нефтепровода через территорию Беларуси нереальна. Прежде чем строить нефтепровод через территорию Беларуси, необходимо понимать, что Украина, таким образом, становится конкурентом российской компании «Транснефть». А именно эта компания сейчас полностью контролирует белорусскую систему нефтепроводов, которые на сто процентов загружены «Транснефтью».
По мнению политика, ситуация вокруг новой идеи Еханурова похожа на ту, которая возникла после постройки нефтепровода Одесса — Броды. «Фактически Украина построила трубу, не до конца понимая ее предназначения, не имея контрактов по загрузке нефтепровода Азербайджаном и не имея контрактов по поставкам этой нефти в Европу. Давайте вспомним, как принималось решение о реверсе российской нефти в 2004 году: ведь оно было продиктовано только необходимостью заполнения трубы, которая до этого просто ржавела», — напомнил Юрий Бойко.
По словам лидера республиканцев, основной маршрут транспортировки каспийской нефти — нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан (мощностью 50 млн. тонн в год) будет заполнен только через три года. «Нам придется подождать эти три года, прежде чем менять направление прокачки нефти в Одесса — Броды. Поэтому на этот период нет других альтернатив, кроме реверса российской нефти», — подчеркнул Юрий Бойко.