Одна из сегодняшних экономических загадок, которая может иметь влияние на завтрашний расклад политических сил, — уровень инфляции. По последним данным, в октябре инфляция составила 0,9%, а за десять месяцев этого года — около 8,1% (некоторые эксперты предполагают, что реальные цифры намного больше). Ее локомотивом сегодня выступают услуги и энергоносители (хотя цены на бензин даже несколько снизились), заряженные на дальнейший ценовой рост.
Можно ли в этой ситуации верить Госкомстату? По словам профессора Института мировой экономики и международных отношений Алексея Плотникова, если Госкомстат даже чуть-чуть улучшает показатели, то только в рамках дозволенного.
Но до конца года еще два месяца и ситуация может измениться. Министр экономики Арсений Яценюк прогнозирует инфляцию на уровне 11%, но нередко эксперты называют даже такие цифры как 15 и 20%. Какой из прогнозов окажется более правдивым, покажет время. Однако, как отмечает советник министра экономики Сергей Яременко, за последние месяцы инфляционные процессы дальнейшего развития не получили и предпосылок к резкому росту инфляции нет.
Собственно, ждать осталось недолго. Но, думается, «болельщиками» инфляционного процесса из экспертной среды движет не некий спортивный интерес, а а желание подсказать правительству реальные шаги для того, чтобы не допустить недовольства его политикой. По словам Плотникова, один из основных факторов инфляции — рост цен на энергоносители. Причем, как отмечает эксперт, он как раз мало зависит от нашего правительства, поскольку цены на горючее растут во всем мире. Ему вторит советник секретаря СНБО Виктор Скаршевский. Он считает, что цены на газ и нефть со следующего года будут еще выше, и это в первую очередь повлияет как раз на уровень инфляции. Однако эксперт призывает не отчаиваться, и замечает, что, может быть, рост цен на энергоносители заставит наше производство стать более экономным.
Тут как раз в тему были бы деньги, полученные за «Криворожсталь», однако большинство экспертов с грустью прогнозирует, что скорей всего все они пойдут на латание прорех в бюджете или же будут «проедены». Как отмечает Плотников, они пойдут на пенсии депутатам и другие «важные» социальные расходы вместо того, чтобы создать «фонд следующих поколений» или переоснастить производство. А это также является фактором, который повлияет на рост инфляции, вот только в этом случае ответственность целиком и полностью придется взять на себя правительству.
Причем экспертное сообщество неумолимо: пустить все деньги на соцрасходы нельзя — будущее этого не простит. Как отмечает Сергей Яременко, даже если правительство часть выручки от приватизации использует на латание прорех в бюджете, то и остатка денег хватит на разворачивание некоторых программ развития. Если же будут съедены все деньги, то мы, по мнению эксперта, с таким ростом инфляции и падением темпов роста экономики окажемся на пороге глобального кризиса. Тем более, что инфляция в следующем году также будет немаленькой.
Интересно, что мало кто верит сейчас, что правительству удастся сдержать развитие инфляционных процессов. Как отмечает Плотников, инструментарий правительства Еханурова немногим отличается от инструментария времен Тимошенко, а значит, продовольственные кризисы и прочие проблемы могут повториться. А если еще учесть грядущие выборы, которые всегда привносят в экономику элемент дестабилизации, то оснований для оптимизма все меньше... Кандидат экономических наук из Института мировой экономики и международных отношений Наталия Резникова считает, что неопределенность в обществе может привести к разбалансированию банковской системы. Граждане, уставшие от метаний правительства, решат, что хранить свои деньги надежнее в чулке за ковром, чем на банковском счету и кинутся забирать оттуда свои кровные, равно как не будут рисковать брать кредиты. Все это может привести к девальвации, а та в свою очередь — к инфляции на рынке.
К слову, о девальвации. В свое время Национальный банк, используя противоположный инструмент — ревальвацию гривни, попытался противодействовать инфляции. Сергей Яременко, экс- заместитель главы Нацбанка, с таким подходом до сих пор не согласен и отмечает, что в такой переходной экономике, как наша, единственный ценовой якорь — это курс национальной валюты. Любое его колебание, по мнению эксперта, приводит к автоматическому росту цен. После проведенной ревальвации гривни люди стали переводить финансовые активы в материальные, что заставило рынок встрепенуться и завысить цены. Впрочем, причиной этого могла быть отнюдь не только ревальвация. Однако сложно не согласиться с тем, что заявления правительства о повышении зарплат привело к некомпенсируемому полученной надбавкой ценовому скачку.
Из этого всего выходит, что практически все реальные действия нашего правительства, как то: регулирование курса валют, заявления о выплатах и прочее только способствуют росту инфляции. Зато их намерения, которые ими и остаются, как раз могли бы не только ее снизить, но и даже обезопасить от грядущих скачков инфляции. По словам директора X-Trade Ukraine Богдана Адамовича, чем больше в стране свободы и чем больше она включается в мировую экономику, тем устойчивей экономика и ниже инфляция. А иностранные инвестиции, если бы они были, нейтрализовывали бы даже возникающие торговые дисбалансы. И все это правительство нам обещало...
КСТАТИ
Международный валютный фонд прогнозирует, что инфляция в Украине в этом году составит 12% (декабрь к декабрю) или 13,7% (среднегодовая). МВФ рекомендует правительству Украины активнее противодействовать инфляции и росту бюджетных расходов, а также ужесточить денежно-кредитную политику и продолжить структурные реформы. Как считает фонд, чтобы избежать инфляционного всплеска, $4,8 млрд. от продажи «Криворожстали» целесообразно направить на погашение государственного долга.