В правительственных кабинетах давно ходили слухи, что назначение Сергея Арбузова на вторую по значимости должность в Кабмине обязательно проявится. Тогда говорили, что экс-руководитель Нацбанка идет на должность вице-премьер-министра не просто учиться, а уже готовит свою программу по поднятию экономики.
И вот 23 января Кабинет Министров представил проект «Государственной программы активизации развития экономики на 2013—2014 годы», который должен быть принят к выполнению уже через две недели. В то же время Азаров заявил, что проект, который разрабатывался рабочей группой во главе с Арбузовым, требует доработки. «Госпрограмма прошла рассмотрение во всех министерствах и ведомствах. К ней много замечаний, и по-другому не может быть, потому что это первый за многие годы такой масштабный документ», — заявил Азаров. При этом премьер-министр подчеркнул, что в проекте, который «должен стать практически государственным бизнес-планом», не должно быть места для необоснованного протекционизма (!).
«Цель правительственной программы: дать максимальную динамику приоритетным отраслям, которые существуют, и особенно тем, которые имеют большой потенциал роста, получить ресурсы и вложить их в кардинально новую экономику», — заявил Азаров. Недаром основным ее пунктом должно быть создание Государственного банка развития, который будет предоставлять ресурсы коммерческим банкам, чтобы те потом выдавали долгосрочные кредиты на модернизацию.
Министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов заявил, что по этому проекту планируется в 2013 году поднять рост экономики до 3%. Для этого, по его словам, должно быть направлено почти 185 миллиардов гривен. «Из них 47,6 миллиарда гривен — средства госбюджета, 3,5 миллиарда гривен — средства местных бюджетов, 7,4 миллиарда гривен — от международных финансовых организаций», — объяснил чиновник.
«Дню» удалось получить текст этого «таинственного» документа, который должен стать инструкцией к развитию страны. Из текста сразу видно, что документ готовился не для поднятия рейтинга власти, а для конкретной работы. Об этом свидетельствует всеобъемлющий анализ реальных проблем украинской экономики. Творцы документа признают, что 2012 год характеризовался замедлением темпов экономического роста — «рост ВВП в 2012 году упал до 1%, тогда как в 2011 году составлял 5%». Давно власть настолько откровенно не признавала свои ошибки и недоработки, прибегая преимущественно к обвинениям во всех неурядицах своих «попередников».
Кстати, знакомясь с преамбулой документа, в которой описывается нынешнее состояние экономики, у «Дня» возникло дежавю. Очень уж текст напоминает письмо, написанное в начале января 2009 года тогдашним министром финансов Виктором Пинзеником премьер-министру Юлии Тимошенко. Тогда чиновник довольно эмоционально поставил диагноз экономике: «Все больше жизненно необходимых систем Украины балансируют на грани возможного», «Треть промышленности Украины исчезла!», «Мы вошли в чрезвычайно серьезный и глубокий кризис». За что, кстати, фактически сразу поплатился должностью. Разумеется, письмо Пинзеника было личной инициативой, зато «Государственная программа активизации развития экономики на 2013—2014 годы» — это плановый документ. Впрочем, диагноз, который поставлен украинской экономике в обоих документах, очень похож.
Так, в «Государственной программе активизации развития экономики» говорится о падении экономики, критическом снижении кредитования, негативном факторе налогового давления на предпринимателей, низком уровне внедрения инноваций, низкой эффективности силового и судебного секторов государства и минимальной поддержке бизнеса государством, и, что примечательно, часть импортной машиностроительной продукции, которой сегодня пользуются украинцы, выросла с 48,1% в 2008 году до 99,2% в 2012 году. Такая, откровенно говоря, критическая оценка своей работы с одной стороны подтверждает тезис, который сегодня активно обсуждают политологи — власть расписалась в бездейственности своей «железобетонной» вертикали власти. С другой стороны — очевидно, бело-синяя команда понимает, что «зашла во власть не в лучшее для страны время» и нужно закатывать рукава и работать. Впрочем, то, с чего они предлагают начинать «активизацию» экономики, вызывает, мягко говоря, вопросы. Ухо того «протекционизма» для «своих», которого, по словам Азарова, не должно было быть вообще в тексте программы, торчит едва не за каждой весомой суммой государственных средств. Речь идет, в частности, о ряде инфраструктурных проектов и проектов энергосектора. Внимательно ознакомившись с таблицей, которую мы подаем ниже, можно увидеть, что на развитие «приоритетных» и «перспективных» отраслей — скажем, судостроения, самолетостроения, автомобильную промышленность — власть из госказны собирается потратить аж целых 0,0 гривны.
КОММЕНТАРИЙ
Виктор ВАЛЕЕВ, вице-президент Международной торговой палаты Украины, исполнительный директор Ассоциации «Информационные технологии Украины»:
— Программа направлена в большей степени на поддержание традиционных отраслей экономики (металлургия, хим.пром, легкая промышленность и аграрный сектор), которые, хотя и составляют основу производства сейчас, но в среднесрочной перспективе (7—10 лет) вряд ли смогут оставаться двигателем экономики страны. Получается, что мы инструментами развития (масштабные инвестиции) решаем проблему стабилизации. Но тогда это программа скорее социальной, а не экономической направленности.
В программе необходимо уделить внимание и другим отраслям, «бизнесам будущего», основы работы которых, закладываются сегодня. В частности, программа не учитывает в полной мере интересы и перспективы отраслей хай-тек сферы и, которые могут стать основой развития экономики государства в будущем.
В программе, например, довольно много внимания уделяется, скажем, легкой промышленности, объем производства которой составляет сегодня около 8 миллиардов гривен, в тоже время как об отрасли разработки ПО (ИТ-аутсорсинге), объем только экспорта которой составляет около 12 млрд. грн на сегодняшний день, не сказано ни слова, хотя ставя задачу по разработке программы развития, нашу отрасль упоминал премьер-министр.
С другой стороны, в программе не освещаются вопросы создания инфраструктуры поддержки экспорта — информационная поддержка, кредитование и страхование, с чем я например постоянно сталкиваюсь в Международной торговой палате.
Не хватает и единого комплексного подхода к развитию отраслей экономики с точки зрения методологии. К примеру, существует ряд общих проблем, связанных с системой подготовки инженерно-технического персонала в разных отраслях. В этом контексте в программе адекватно представлена только судостроительная сфера.
А хорошо было бы по каждой отрасли по единой схеме рассмотреть все аспекты ее поддержки от финансирования и инвестирования до продвижения силами дипломатов за рубежом.
Так же я считаю важным при разработке любых государственных программ, направленных на развитие экономики, обеспечивать системный диалог с Бизнесом. Пусть процесс и получится более длительным, но он не будет положен на полку и не натолкнется на критику. И тогда программа безусловно сможет быть реализована.