С переходом к парламентско-президентской форме правления исполнительная власть в Украине перестала быть инструментом борьбы между разными политическими силами в государстве. Она трансформировалась в инструмент служения народу. Нынешнее правительство — это первый Кабинет Министров Украины, действующий в условиях политической реформы.
Впервые в новейшей истории нашего государства исполнительная власть выступает в роли наемной силы, состоящей на службе у правящей парламентской коалиции, а следовательно, — у большинства избирателей.
В то же время, еще никогда до этого ответственность за результаты управления государством не была настолько персонифицирована. Упреки наших критиков относительно политической пестроты коалиции и наличия идеологических разногласий в программах ее субъектов вряд ли тревожат избирателей. В деятельности власти для них важно, насколько успешно она обеспечивает их интересы. И если изменений к лучшему не наблюдается, то спросить за плохую работу теперь есть с кого персонально. В отличие от предыдущих лет, появляется возможность обеспечить синхронность действий Президента, Верховной Рады, Кабинета Министров.
Воплощение в жизнь политической реформы — очень болезненный процесс, и первые шаги деятельности нового правительства еще раз убедили нас в этом. Ведь Конституционная реформа предполагает и перераспределение полномочий. А тут нужно делать очень выверенные, просчитанные шаги.
Передача полномочий — процесс болезненный и к нему нужно относиться с пониманием и терпением, которое должны проявлять все ветви власти. Мы должны пройти этот непростой путь толерантно, я бы сказал, даже деликатно. Во всяком случае, правительство настроено именно на такую, так сказать, тональность этого процесса.
Политическая реформа — кроме всего прочего — это уникальная возможность создания системы эффективной и ответственной власти, способной провести действительно нужные государству реформы. Среди приоритетов, которые правительство закладывает в свою программу — очень важные политические, экономические и социальные реформы.
В их число, в первую очередь, входят мероприятия по искоренению коррупции, как основной причины торможения экономических реформ.
Мы будем создавать прозрачный инвестиционный климат в государстве.
Мы построим реальную и прозрачную налоговую политику, создадим реальный гражданский кодекс и сделаем независимой судебную власть.
Создание прозрачной экономики — вот одна из самых главных задач, к выполнению которой мы приступаем.
Мы также осуществим ключевые реформы, в частности — пенсионную, реформу образования, здравоохранения.
И суть этих реформ будет состоять в том, что в центре заботы государства окажется человек, а не система.
Мы сменим акценты, принципы финансирования. И будем обеспечивать средствами не образование в целом, а конкретного ученика или студента, не здравоохранение, а пациента, человека, нуждающегося в лечении. Это снизит уровень коррупции в бюджетной сфере и оптимизирует расходы.
Именно такой подход будем осуществлять и в административной реформе, в реформах государственного управления и государственной службы.
Проводя налоговую реформу, мы сделаем все, чтобы налоговая система стимулировала товаропроизводителя, чтобы были созданы условия для прозрачных отношений бизнеса и власти.
Реформа финансовой системы обеспечит государству условия для развития финансового рынка, новых финансовых инструментов, для движения ценных бумаг.
Мы должны признать, что недвижимость в нашей стране, начиная с больших предприятий и заканчивая обычным жильем, является недооцененной. Исповедуя принципы неприкосновенности частной собственности, мы будем создавать условия для капитализации бизнеса и дооценки имущества разных форм собственности. Выход на систему АйПиО (IPO) даст возможность наращивать не только стоимость, а и прозрачность бизнеса.
Среди первоочередных реформ, которые принадлежат к приоритетным задачам нашего правительства, — также перестройка местного самоуправления, жилищно-коммунального хозяйства. Отдельного внимания требует проблема развития инфраструктуры.
Скоординированная законодательная деятельность всех ветвей власти обеспечит быстрое осуществление этих реформ, поможет преодолеть кризисные явления во всех важных сферах жизни Украины и выведет наше государство на рельсы ускоренного социально-экономического развития. Ведь у всех ветвей власти в нашем государстве одна цель — повысить благосостояние людей, улучшить жизнь каждого гражданина. Это — наша общая задача и это — наш высший приоритет. И правительства, и парламента, и Президента.
Осознавая свою ответственность перед украинским народом, Кабинет Министров подготовил и готов вынести на рассмотрение парламента Программу деятельности правительства и проект Стратегии экономического и социального развития Украины на 2007-2011 годы. Эти документы предусматривают на первом этапе в 2006-2008 годах вывод экономики Украины на стойкие темпы экономического роста.
На втором — в период 2009-2011 годов — будут созданы условия для перехода к этапу позднеиндустриальной экономики общего благосостояния.
Проект включает определение неотложных проблем, требующих разрешения именно в 2007 году, а также основных целей, которых нужно достичь в течение следующих 12 месяцев, и перечень основных приоритетов и задач, которые позволят достичь указанных целей.
Мы не должны повторять ошибки прошлых лет. И в первую очередь нужно избавиться от популистских методов. Ведь они, как известно, приводят к тому, что доля потребления в бюджете государства оказывается безосновательно раздутой. Социальные выплаты повышаются, в то время, как темпы экономического развития падают. Это приводит к стагнации в экономике, и, как следствие, начинают сворачиваться внутренние инвестиции и сокращаться доходы бюджета.
Наше правительство вернется к инвестиционно-инновационной модели развития экономики, которая обеспечит ее ускоренный рост и соответственно — повышение социальных стандартов. При такой модели социальные выплаты перестанут быть, как говорят люди, бумажками, которые ежемесячно обесцениваются из-за отсутствия товарного обеспечения. Они будут превращаться в полноценные деньги, реально обеспечивающие повышение уровня жизни людей.
Очень важно, что мы находим общий язык с отечественным товаропроизводителем. Отмена стимулов для тех, кто был готов расширять производство, обновлять техническую базу, внедрять передовые технологии привело к тому, что мы почувствовали нехватку отечественных товаров на рынке и заменили свои товары импортом, которому широко открыли дверь, отменив таможенные ограничения. Открытие внутреннего рынка привело к отрицательному сальдо внешнеторгового баланса с соответствующим вымыванием государственных золотовалютных резервов — основы стабильности национальной валюты.
Осознавая сложность ситуации, в которой находится отечественная экономика, правительство приняло и реализует программы антикризисных мероприятий, закладывает фундаментальные основы для реконструкции и модернизации ведущих отраслей. Механизмом достижения этой цели станет восстановление оптимального баланса между потреблением и накоплением.
Промышленный потенциал, дававший нам возможность развиваться в прошлом веке, практически полностью исчерпан. Через 3-5 лет иссякает безопасный технический ресурс всей теплоэнергетики. В металлургии изношенность основных фондов достигает 80%. Следовательно, на модернизацию нужны колоссальные средства. Только на первые шаги по выводу и замене мощностей теплоэнергетики нужно выделить более 15 миллиардов гривен.
В этой ситуации мы собираемся увеличить долю накопления в экономике, которая будет направляться на обновление, модернизацию, расширение производства. С этой целью уже в бюджете 2007 года предлагается уменьшить перераспределение ВВП через бюджет примерно до 30 процентов.
Таким образом, в экономике останется приблизительно 36 миллиардов гривен. Этот ресурс даст производству толчок к наращиванию темпов и созданию нового качества внутреннего продукта. К тому же мы обеспечим бюджетную государственную поддержку приоритетным программам, восстановим стимулы для инвестиционных проектов и таким образом реализуем задачу восстановления инвестиционно- инновационной модели развития.
В результате экономика начнет сама себя «вытягивать из кризиса» и обеспечивать неинфляционный производственный и социальный рост. Это откроет путь к повышению заработных плат, отчислений в Пенсионный и социальный фонды, оживлению платежеспособного спроса на внутреннем рынке. Уже на конец 2007 года мы рассчитываем сделать бюджет Пенсионного фонда бездефицитным.
Чрезвычайно важным вопросом является вступление Украины во Всемирную торговую организацию. Правительство ставит перед собой твердую задачу — последовательно вести наше государство в ВТО, поскольку это соответствует интересам Украины. И чем скорее мы завершим этот процесс, тем лучше для нашей страны. Но туда мы планируем вступать не поспешно, а уверенно, с приемлемыми для наших отраслей экономики переходными периодами и должным уровнем защиты внутреннего рынка.
Впервые в истории Украины мы внедрим принцип: приватизация — ресурс для создания новых, современных мощностей. Средства от приватизации будут направляться не на проедание, как это практиковалось раньше, а на реализацию серьезных инвестиционных проектов.
Решение неотложных экономических задач будет способствовать решению имеющихся в наличии проблем в гуманитарной сфере.
Достижению стратегических целей государства должна подчиняться ее внешняя политика. По нашему глубокому убеждению, главная задача украинской дипломатии должна заключаться в том, чтобы в максимально сжатые сроки превратить Украину в государство с развитой экономикой, а значит — в стабильного и прогнозированного партнера на международной арене.
Экономическая стабильность станет залогом неуклонного упрочения институтов демократии, обеспечения основных прав и свобод человека в соответствии с Копенгагенскими критериями.
Цивилизованный мир не стремится к построению новых распределительных линий, в том числе и на европейском континенте. Однако он вынужден делать это, опасаясь угроз, которые содержит экономическая отсталость.
Рассматривая европейскую интеграцию как стратегическую цель украинского государства, новое правительство видит свою задачу в том, чтобы на переговорный процесс с ЕС вместо просителя, в роли которого до сих пор выступала Украина, пришел сильный, самодостаточный, а поэтому интересный для Брюсселя партнер. Мы должны также сделать все, чтобы как можно быстрее гармонизировать законодательство Украины в соответствии с законодательством ЕС.
В этом процессе особое место будет отведено восстановлению взаимовыгодных добрососедских отношений с Россией. Мы убеждены, что это — обязательное условие вывода государства на путь ускоренного экономического развития.
В то же время, хотел бы подчеркнуть наше твердое намерение обеспечить стабильную поставку энергоносителей в Украину и через Украину — в Европейский Союз.
Мы — надежный партнер и России, и Европы, и будем подтверждать и в дальнейшем такое реноме нашего государства, строя при этом энергетическую политику, которая будет соответствовать интересам Украины.
Времена, когда в евроинтеграционной риторике украинской стороны преобладали, по большей части, декларативные лозунги, должны уйти в прошлое.
Мы не должны пытаться убедить мир в своей исключительности. Его трудно чем-то удивить, тем более сегодня, в эпоху глобализации и обострения противоречий между основными центрами мировой политики. Мы должны просто много работать, руководствуясь только национальными интересами.
Когда Бисмарк объединял немецкие земли, он действовал исключительно в интересах Германии, а не, скажем, Австрии. Мы должны делать свое дело, не жалея сил, без права на отдых, пока не появятся первые обнадеживающие результаты. Трудиться с упорством и рвением шахтера, который вгрызается отбойным молотком в породу, чтобы добыть на гора нужный людям уголь.
Нам под силу это сделать, потому что в основе украинского национального характера лежит не пустословие и болтливость, которыми страдают отдельные представители нашего политикума, а трудолюбие.
Новое правительство полностью осознает, что залог нашей успешной деятельности — в слаженном сотрудничестве с парламентом и Президентом. С этой целью нами подготовлена концепция организации сотрудничества Кабинета Министров Украины и Верховной Рады в системе государственной власти. Ключевое значение здесь будет иметь активность правительства в реализации его законодательных инициатив. Конституционное определение статуса Кабинета Министров дает ему право на законодательном уровне обеспечивать реализацию государственной политики.
Следует отметить, что в государствах, где существует устоявшаяся связь между парламентом и правительством, 75-80% законопроектов вносятся именно последним. Учитывая это, нами подготовлено 42 законопроекта, которые мы предлагаем рассмотреть в парламенте как первоочередные в контексте задач, определенных Универсалом национального единства, Соглашением о создании антикризисной коалиции и Планом неотложных мер относительно преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
Правительство также настроено на сотрудничество с оппозицией, в лице которой хотело бы видеть бдительного контролера состояния дел в обществе и конструктивного критика его действий. Мы рассматриваем оппозицию не как противника, а как союзника в упрочении экономики государства, демократических основ жизни украинского общества.
С момента создания правящей парламентской коалиции и формирования нового коалиционного правительства украинский народ наконец получил шанс перевернуть страницу изнурительных внутренних распрей. Перед ним открывается перспектива жить в государстве, где господствует стабильность и прогнозированность, где государственные мужи в пылу политической борьбы не забывают о своей главной задаче — служить интересам тех, кто привел их к власти.
Правительство к выполнению этой миссии готово.
Мы призываем Верховную Раду, Президента, все ведущие политические силы поддержать нашу программу действий. Мы верим в успех, потому что права на поражение не имеем.
Как сказал Президент, мы должны учиться на победах. Поэтому давайте общими усилиями их завоевывать.