На сегодня основными экспортными отраслями отечественной экономики, согласно Национальной стратегии развития экспорта Украины, разработанной Министерством экономики, являются металлургическая промышленность, сельское хозяйство, машиностроительная и химическая промышленности, доля которых составляет более 80% экспорта страны.
Как отмечается в стратегии, доля экспорта составляет более 50% валового национального продукта Украины. При этом он носит сырьевой характер, что вызывает довольно высокий уровень зависимости от конъюнктурных колебаний на мировых рынках. Например, те же зерно или металлопродукция наиболее подвластны влиянию изменения ценовой конъюнктуры.
Кроме того, несмотря на богатые природные ресурсы, стратегическое географическое расположение и унаследованные определенные научные и человеческие ресурсы, в структуре экспорта Украины все еще преобладают товары с низкой долей добавленной стоимости. При этом не используются надлежащим образом существующие высокотехнологические возможности отдельных отраслей промышленности (космической, авиационной, судостроительной и т.д.). Хотя производственные мощности и потенциал отечественных предприятий позволяют производить продукцию, аналогичную той, которая составляет значительную долю в структуре украинского импорта...
Разрешить парадокс неразвитости внутреннего рынка для поставщиков сырья и препятствий для переориентации экспорта на высокотехнологический уровень недавно пытались на втором заседании Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины. «В течение последних нескольких лет у нас зафиксировано отрицательное внешнеэкономическое сальдо, что негативно влияет на макроэкономические показатели государства, вынуждает беспокоиться о золотовалютном резерве Национального Банка, а также о курсе национальной денежной единицы, смущает всех субъектов рынка. Самые мощные предприятия Украины являются экспортоориентированными, поскольку внутренний рынок не может потребить и 20% произведенной продукции. Речь идет о металлургической, химической промышленности, производстве зерна, цемента и т.д... Поэтому мы обречены на экспорт», — отметил в своем докладе председатель Совета Леонид Козаченко.
Чтобы обречь себя на экспорт в хорошем понимании этого слова, экспортоориентированный сегмент экономики следует надлежащим образом финансировать, считают в Совете предпринимателей. Но перед этим этот сегмент необходимо четко очертить — какие из отраслей наиболее приоритетны.
«Хотя мы и повторяем из года в год, что у нас конкурентоспособные металлургия, химия и АПК, но последние экономические события поставили эти тезисы под сомнение, — говорит «Дню» член Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Виктор Валеев. — Некогда прибыльные рынки Китая для нашей стали почти потеряны, а активные действия по созданию собственной металлургической индустрии со стороны арабских стран скоро закроют и это направление. Но ведь, с другой стороны, у нас «незаметно» и иногда вопреки регуляторным действиям выросла индустрия разработки на экспорт программного обеспечения. Итак, государство должно трезво пересмотреть положение дел в экспорте и действовать решительно, даже жестко, оставляя неперспективные направления и концентрируя ресурсы на прорывных».
Вместе с тем эксперты констатируют, что украинский бизнес по многим позициям сегодня просто не в состоянии на равных конкурировать с иностранными компаниями на внешних рынках. «Для любой компании расширение рынка сбыта — это, фактически, шаг в открытый космос, — объясняет Виктор Валеев. — И соответствующее обеспечение этого шага стоит неподъемных для большинства бизнесменов денег.»
Можно назвать целый ряд объективных и субъективных факторов, которые привели к этой ситуации, утверждает президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты и руководитель секретариата Координационного совета по вопросам повышения конкурентоспособности при КМУ Владимир Щелкунов. «Но сейчас важно найти пути решения тех проблем, которые накапливались годами, если не десятилетиями, — говорит он. — Для этого, конечно, над ними кто-то должен работать. Не поверхностно, серди прочих важных задач, а предметно — от «альфы» до «омеги». Но есть ли в Украине единая специализированная структура, которая занимается проблемами украинских экспортеров?»
Например, в Финляндии, как рассказывает Щелкунов, координацией продвижения экспорта товаров национальных товаропроизводителей, созданием совместных предприятий и т.д. занимается государственно-частная компания содействия экспорту «Финпро». В КНР есть Всекитайский комитет содействия экспорту. Япония, Корея, Португалия также имеют подобные структуры. В Украине же сегодня решение аналогичных задач возложено на несколько государственных учреждений и предприятий. При продвижении торговли на зарубежные рынки работают экономические блоки посольств, информационное обеспечение выполняет государственная компания центр «Госвнешинформ», поиск инвестиций ведет Государственное агентство Украины по инвестициям и развитию... «Как результат — украинские предприятия, которые работают на заграничных рынках, практически не имеют ни информационной, ни юридической, ни финансовой поддержки от государства», — резюмирует эксперт.
Хотя, по словам президента Украинского национального комитета Международной торговой палаты, идею создания вышеупомянутой структуры в Украине поддержали в правительстве. «Сейчас есть соответствующее поручение премьер-министра Николая Азарова, которое мы прорабатываем», — сообщил Щелкунов.
Но, кроме создания специального органа опеки, украинских экспортеров беспокоит другая «опека». Таможенное законодательство Украины нуждается в существенной доработке, констатируют в Совете предпринимателей. Особенно во время рассмотрения у законотворцев Стратегии развития экспорта и проекта соответствующего закона, а также проекта Таможенного кодекса.
Кроме того, по словам Валеева, самый быстрый эффект в поддержке экспорта могут дать выделение ресурсов «финансового плеча» для использования механизмов аккредитивов, гарантий как страховки от потенциальных экспортных рисков, политика экономической дипломатии, при которой МИД должен всеми ресурсами продвигать наш экспорт, а также массовые образовательные программы для потенциальных экспортеров. «Ведь иногда предприятия в регионах даже не знают, как правильно написать коммерческое предложение!» — констатирует член Совета предпринимателей при КМУ.
КОММЕНТАРИИ
ИТ МОЖЕТ СТАТЬ НАИБОЛЬШИМ ИСТОЧНИКОМ ПРИТОКА ВАЛЮТЫ В ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
Валерий КУЦЫЙ, Генеральный директор ИТ-компании «Миратех»:
— Экспорт — основа ИТ-индустрии. А для государства — непрерывный источник валютных поступлений. Наличие высококлассных специалистов формирует лицо отрасли — это та сфера деятельности, которая вызывает гордость за нашу страну, приносит весомую прибыль в бюджет и не требует инвестиций. К примеру, один квалифицированный инженер способен приносить стране около полумиллиона гривен дохода в год в твердой валюте. Это при том, что инвестиции на его «средства труда» обычно не превышают 10—20 тысяч гривен в год. Для экспорта ИТ-услуг в крупных объемах определяющее значение имеет имидж страны на международном рынке. Поэтому важны инвестиции в PR страны, равно как и снижение регуляторных требований для бизнеса, борьба с коррупцией, эффективная законодательная и фактическая защита интеллектуальной собственности. И в этом направлении государству есть где посодействовать отрасли в раскрытии ее полного экспортного потенциала. Эти процессы идут на фоне роста интереса к диверсификации зависимости от поставщиков из Юго-Восточной Азии. Такая тенденция наметилась за последний год, и она не ослабевает. Ее можно объяснить высокой текучестью кадров ввиду «перегрева» на рынке труда, растущими по сравнению с прошлыми годами ценами и нередко низким качеством услуг. Наше налогообложение должно учитывать эти моменты. В странах, где экспортноориентированные сферы экономики получают поддержку государства как в форме льгот по НДС и налогу на прибыль, так и в других формах, это понимают. Помимо этого, ИТ, являясь специфической наукоемкой отраслью, практически не требует крупных долгосрочных инвестиций и капитальных вложений; инвестиции очень быстро начинаю приносить доход. В типичной компании, экспортирующей ИТ-услуги, до 70—80% расходов составляют затраты на оплату персонала — специалистов, уровень подготовки которых у нас традиционно соответствует и часто превышает самые высокие мировые стандарты, при этом прикладное образование фактически отсутствует, что не позволяет молодого специалиста немедленно нанимать для работы в серьезных проектах. А зарплата? Для того чтобы остановить отток специалистов, их зарплата должна не уступать тому, что программист имеет в развитых странах. ИТ-инженер — очень мобильный работник, который легко может сменить место и страну работы. Отсюда необходимость формирования правового поля, которое позволит использовать упрощенные схемы налогообложения, взимание налога из расчета средней зарплаты по отрасли и т.д. Отказ от подобных шагов приведет к развалу отрасли по двум причинам: отток кадров и низкая конкурентоспособность из-за низкой квалификации оставшихся кадров. А это не выгодно никому. Поэтому необходимо поддерживать льготный уровень налогов для отрасли, чтобы сохранить ее конкурентоспособность. Для сохранения конкурентоспособности важна и профессиональная подготовка инженеров. Наметившийся в этом плане диалог власти, органов образования и ИТ внушает оптимизм. Думаю, здесь у нас получится не только сохранить завоеванные позиции, но и значительно их укрепить — укрепляя тем самым и экспортный потенциал отрасли, и экономику страны в целом. Экспорт ИТ имеет все шансы стать наибольшим источников притока валютных средств в Украину, речь идет о многих десятках миллиардов гривен дохода в год.
ВМЕСТО ТАМОЖЕННОГО «ПРАВОТВОРЧЕСТВА» — СОВРЕМЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА
Олег ПЛАТОНОВ, глава Общественного совета при Государственной таможенной службе Украины:
— В Украине подавляющее большинство участников различных процессов международной торговли ожидает актуализации нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела. Анализ законодательства в этой сфере показывает наличие огромного количества правовых норм непрямого действия или норм, применение которых требует дополнительных и сложных разъяснений. Эта особенность законодательной базы способствовала расцвету ведомственного правотворчества: практически все важные вопросы таможенного регулирования внешней торговли определяются путем издания ведомственных подзаконных актов — инструкций, приказов, листов-разъяснений. Их количество исчисляется тысячами (около десяти тысяч). Как итог такого регулирования имеем искаженный результат, который не соответствует международным нормам и признанной в мире практике. Подытоживая сказанное, хотел бы обобщить предложения по совершенствованию таможенного законодательства и практики работы таможенных органов в контексте поддержки украинского экспорта.
1. Упростить таможенные процедуры при экспорте украинских товаров, пересмотреть перечень документов, которые подаются для таможенного оформления.
2. Ввести электронное декларирование экспорта товаров (на первом этапе — таких, которые не облагаются вывозной пошлиной).
3. На деле обеспечить работу таможенных органов по принципу «единого офиса» и с использованием механизма «единого окна».
4. Пересмотреть существующую нормативную базу в отрасли таможенного дела (подзаконные и ведомственные нормативно-правовые акты) на предмет соответствия действующим законам. Нормативные акты или отдельные нормы, которые не отвечают законам Украины или международным правовым актам, к которым присоединилась Украина, упразднить.
5. Пересмотреть существующий порядок таможенного оформления операций с давальческим сырьем и подготовить предложения (при необходимости — проекты нормативных актов) относительно упрощения таможенных процедур.
6. Ввести электронное декларирование транзитных грузов, в первую очередь на контейнерных маршрутах, где проведенный эксперимент имел позитивный результат.
С КОНКУРЕНЦИЕЙ СТАНДАРТОВ НУЖНО БОРОТЬСЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ
Михаил ВАШУРКИН, директор ООО «Черкасский завод автохимии»:
— Выполнение экологических стандартов становится способом конкурентной борьбы с производителями, которые не входят в ЕС. В контрактах многих европейских производителей существует запрет на экспорт в Европу украинских продуктов с их компонентами, что, естественно, избавляет эти компании от конкурентов.Другие страны (США, Россия), движимые желанием защитить свои рынки от конкурентной продукции, последуют примеру европейцев и введут подобные законы в ближайшие годы. Ужесточение технических барьеров в мировой торговле станет одной из ключевых тенденций в обозримой перспективе. Украина и украинские производители на нынешнем этапе зависят от устанавливаемых другими государствами правил, поэтому нашему государству необходимо реагировать быстрее на новые вызовы, оперативно предоставлять информацию о таких программах, на государственном уровне поддерживать развитие экспортного движения, начиная от спонсирования участия производителя в международных выставках и заканчивая своевременным возвратом НДС.