Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина расширяет возможности судоходства

На ГСХ «Дунай — Черное море» завершили строительство ограждающей дамбы
29 ноября, 2010 - 19:33

Еще недавно украинский Придунайский регион относился к депрессивным. На грани выживания находилась вся инфраструктура, связанная с грузоперевозками по Дунаю — порты, судоремонтные заводы. Однако, начиная с апреля 2007 года, когда было восстановлено судоходство по глубоководному судовому ходу (ГСХ) р. Дунай — Черное море, ситуация в Придунайском регионе день ото дня меняется в лучшую сторону — растет количество судопроходов, постоянно увеличивается объем грузоперевозок, активизировалась работа портов. Можно сказать, что возрождение ГСХ дало жителям небольших дунайских городов уверенность в завтрашнем дне.

История этого проекта берет свое начало еще в 2003 году. Именно тогда, после всесторонней оценки 10 альтернативных отечественных проектов глубоководного судового хода по р. Дунай из Черного моря, «наиболее обоснованным с экономической, экологической, технической и других точек зрения» был признан проект создания ГСХ по гирлу Быстрое. Ведь здесь речь шла не о создании, прокладке нового рукотворного канала, что связано с большими материальными и экологическими издержками, а именно об углублении нескольких перекатов естественного русла одного из разветвлений северного рукава дельты Дуная. Гирло Быстрое оправдывает свое название, кроме того, оно и широкое, и довольно глубокое от природы, вот только заиливалось время от времени на выходе реки в Черное море.

Строительные работы начались в мае 2004 года, а уже в августе ГСХ заработал в эксплуатационно-экспериментальном режиме и мог принимать суда с осадкой в 5 метров.

Наши дунайские порты существенно увеличили свой грузооборот, начало оживать украинское Дунайское пароходство. Но в результате мощных летне-осенних паводков на р.Дунай в 2005 г., в отсутствие ограждающей дамбы недостроеный ГСХ, по сути, прекратил свое существование. Только в апреле 2007 года судоходство по нему было возобновлено, причем на то время проходить могли суда с осадкой не более 4-х с половиной метров. И лишь в 2008 году, после проведения государственным предприятием «Дельта-лоцман» комплекса работ по углублению дна на подходе с моря к гирлу Быстрое, на ГСХ было восстановлено судоходство в режиме первого этапа строительства.

Главной проблемой, осложняющей судоходство по ГСХ, оставалось постоянное заиливание дна подходного канала и уменьшение глубин на его морской части. Штормы здесь, особенно в осенне-зимний период — явление частое. Волны размывали укосы морского канала, поэтому приходилось дополнительно тратить средства на проведение дноуглубительных работ. Но и эту проблему удалось решить предприятию «Дельта-лоцман», которое по поручению Минтранссвязи выполняет функции заказчика работ по проектированию и строительству ГСХ. 24 ноября текущего года директор ГП «Дельта-лоцман» Александр Голодницкий сообщил о завершении строительства ограждающей дамбы, которая отныне надежно защищает вход в гирло Быстрое от разрушительных волн и уменьшает заиливания.

События этого ждали давно. Дамба не только делает безопасным заход в ГСХ, но и обеспечивает стабилизацию глубин на морском подходном канале. А это очень важный фактор для выбора судовладельцами маршрута движения судов.

Александр Голодницкий также отметил, что завершение строительства дамбы имеет большой экономический эффект, поскольку позволяет уменьшить расходы на дноуглубительные работы.

Завершение работ по строительству дамбы открыло новую страницу в восстановлении украинского глубоководного судового хода. Не зря Министр транспорта и связи Украины Константин Ефименко в своем заявлении назвал это событие важным шагом на пути к реализации амбициозного проекта по восстановлению судоходства в украинской части дельты реки Дунай. Министр также отметил, что положительные результаты работы ГСХ Дунай — Черное море в который раз подтверждают перспективность этого транспортного коридора. Наш ГСХ занесен Европейской экономической комиссией ООН в так называемую Синюю Книгу, он является составляющей паневропейского международного транспортного коридора (МТК) №7. Его введение в действие отвечает не только национальным интересам Украины, но и продиктовано целесообразностью введения конкурентоспособной альтернативы румынским каналам для всех, кто использует и заинтересован в развитии МТК №7.

Лучшей же оценкой привлекательности ГСХ Дунай — Черное море служит то, что все больше и больше судовладельцев отдают предпочтение украинскому судовому ходу. Действительно, показатели работы ГСХ впечатляют. За время существования по нему было проведено более 4760 судов различного класса. При этом цифра судопроходов из года в год увеличивается. Так, за 10 месяцев текущего года по глубоководному судовому ходу р. Дунай — Черное море прошло 1253 судна, в то время как за аналогичный период прошлого было проведено 1123 судна, а за 10 месяцев 2008 года — 1048 судов.

А 11 ноября 2010 года на ГСХ р. Дунай — Черное море зафиксирован абсолютный рекорд по количеству судопроходов со времени восстановления судоходства — за сутки гирлом Быстрое проведено 19 судов. Сегодня гирлом Быстрое уже могут проходить многотонные суда с осадкой более 5 метров. На днях очередное судно такого класса — теплоход «MAHER», загрузившись в порту Рени подсолнечником, направился через ГСХ в Черное море, и далее — в Ливию. Всего же с момента восстановления судоходства по глубоководному судовому ходу было проведено более 50 подобных судов.

Цифры свидетельствуют и о том, что ГСХ вновь опережает своего румынского конкурента — Сулинский канал. И это уже второй год подряд. Так, за эти же 10 месяцев текущего года по румынскому каналу осуществлен только 1051 судопроход. Неудивительно, что украинский ГСХ выигрывает эту конкуренцию: ведь пропускная способность румынских каналов не высока из-за того, что работают они только в светлое время суток и только в одном направлении... Правда, в некоторых случаях румынская сторона ведет конкурентную борьбу не по правилам. И не случайно, Министр транспорта и связи подчеркнул, что «главным фактором, который останавливает нас на пути к полной реализации проекта, является дипломатия. У нас была встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Румынии в Украине, на которой мы имели возможность обсудить современное состояние в отношениях между нашими странами, касающиеся вопросов строительства ГСХ. Кроме того, постоянно ведется работа по организации совместных комиссий по вопросам судоходства на общих участках Дуная».

Каковы же дальнейшие перспективы развития ГСХ Дунай — Черное море? Руководители ГП «Дельта-лоцман» убеждены, что проект полностью подтвердил свою жизнеспособность. Такого же мнения придерживаются и в Министерстве транспорта и связи Украины. Не случайно, перед коллективом ГП «Дельта-лоцман» поставлена задача — как можно скорее начать работы по реализации 2 этапа строительства и вывести ГСХ на полную проектную мощность.

Второй этап восстановления судоходства по ГСХ р. Дунай — Черное море начнется в 2011 году — уже в начале будущего года начнется согласование разрешительной документации по проведению дноуглубительных работ на морской и на речной частях ГСХ. «Мы намерены перейти ко второму этапу проекта — доведения глубин на судовом ходе до 9,5—10 метров. Это позволит нам довести проходные осадки судов до 7,2 метра. В этом случае украинский канал на все 100% составит конкуренцию румынской Сулине», — уверен Александр Голодницкий. В следующем году на развитие ГСХ согласно титула объекта планируется выделить 73,5 миллиона гривен, в основном из средств ГП «Дельта-Лоцман», что, кстати, даже не сопоставимо с затратами румынской стороны на сооружение своих каналов.

Комментируя перспективы проекта, заместитель главы Укрморречфлота Виктор Сударев сказал, что реализация второго этапа проекта развития ГСХ р. Дунай — Черное море планируется завершить в 2012 году. «Для Украины развитие данного проекта — стратегическая задача. Судовой ход позволит развивать украинские порты в дельте Дуная. Это новые рабочие места, дополнительные контракты для предприятий региона. Министерство транспорта и связи Украины целиком поддерживает этот проект», — отметил В.Сударев.

Татьяна ШВЕЦ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ