10 сентября, Президент Украины Петр Порошенко подписал закон Украины «О санкциях». Об этом сообщили в информационном агентстве «Интерфакс-Украина», ссылаясь на сайт парламента. Самого обновленного текста закона на сайте ВР пока нет. Известен лишь текст законопроекта, который рассматривался Верховной Радой 14 августа. Неделей позже текст уже с поправками подписал председатель Верховной Рады Александр Турчинов и передал Президенту Украины.
Согласно предварительному тексту законопроекта, который Рада приняла 14 августа, санкции в отношении конкретных иностранцев, иностранных юридических лиц, а также юридических лиц, в которых эти компании-нерезиденты или иностранцы имеют контроль, будет утверждать Совет национальной безопасности и обороны, а будет вводить в действие — соответствующий указ президента.
Что же касается секторных санкций (в отношении иностранного государства или неограниченного круга лиц определенного вида деятельности), то после решения СНБО и указа президента они вступают в силу сразу после утверждения Верховной Радой, на что отводится 48 часов.
В соответствии с законопроектом, будут введены как минимум 28 видов санкций. Среди них — блокирование активов, ограничение торговых операций, а также ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины.
Вместе с тем, резидентам иностранного государства и лицам, которые прямо или опосредствованно контролируются резидентами иностранного государства или действуют в их интересах, запрещается принимать участие в приватизации или аренде государственного имущества. Запрещается также вход морских судов в территориальные воды или порты Украины и воздушных судов в воздушное пространство Украины или осуществление посадки на территории Украины.
Кроме того, налагается «полный или частичный запрет совершения сделок в отношении ценных бумаг, эмитентами которых являются лица, к которым применены санкции согласно этому закону». Также НБУ запрещается осуществлять регистрацию участника международной платежной системы, платежной организацией которой является резидент иностранного государства.
Но действительно ли эти санкции — это все, на что способна Украина и ее руководство? Какие удары еще можно нанести Кремлю? Каким образом и в какие сроки? Об этом «День» спросил у эксперта в области мировой торговли и финансов, экс-заместителя министра финансов, а в настоящее время председателя совета Украинского кредитно-банковского союза Бориса СОБОЛЕВА:
— Еще рано делать какие-то оценки. Ведь мы еще не знаем, какие именно санкции Совет национальной безопасности и обороны примет. Данный закон — это лишь рамки, в которых СНБО должен принять конкретные решения.
Дело в том, что у нас раньше не было законодательства, которым бы предусматривалось введение Украиной против кого-то санкций. Такое законодательство было лишь в западных странах. А теперь мы имеем законодательство, согласно которому СНБО в соответствии со своими процедурами готовит эти санкции. Но это не краткосрочная процедура. Сначала готовится материал, объяснения, готовится и согласовывается проект решения, потом производятся расчеты последствий такого решения, а уже потом созывается СНБО, обсуждает эти предложения, и уже после этого аппарат СНБО готовит указ, которым решение вводится в действие и вступает в силу. И только после завершения этих всех процедур вводятся санкции.
Следовательно, у нас есть законодательство, согласно которому члены СНБО имеют право инициировать применение санкций. Но какие санкции это будут и как быстро они будут введены — посмотрим. В мирное время, когда я работал заместителем секретаря СНБО, то кратчайший срок этой процедуры — полтора месяца. Но сейчас другое время. И они должны делать это в ускоренном темпе. Сегодня собраться, завтра постановить, а послезавтра — ввести в действие. Максимум — за неделю. Потому что это — нонсенс, когда весь мир применяет санкции, а Украина позволяет агрессору пользоваться своими счетами и активами.