В Украину «пришел» отопительный сезон. А с ним — и природный газ по 3,6 гривни за кубометр. Напомним, что в соответствии с постановлением НКРЭКУ № 583 от 03.03.2015 года потребители, которые будут сжигать с этого отопительного сезона в месяц «голубого» топлива до 200 метров кубических, могу рассчитывать на «льготный» тариф. «Расточители» же вынуждены платить за каждый потраченный метр кубический сверх «нормы-200» «летнюю» цену — 7,118 гривни за кубометр.
Но природный газ — это лишь часть расходов украинца на жилье. Есть еще электроэнергия, вода, тепло, содержание придомовой территории, вывез мусор. И с ценами на эти «блага цивилизации» не все так линейно, как с газом.
«Если вы когда-либо пытались через запросы о доступе к информации получить первичные данные, на основе которых осуществлялся расчет тарифов, то понимаете, о чем я. Игнорирование, отказ или кучи бумаг, в которых невозможно разобраться и где 2+2 не равняется 4. Мечтаю о портале, где будут собраны и освещены абсолютно все данные по каждому водоканалу, теплоэнерго, облэнего и облгазу. Мы несколько лет безуспешно боролись за предварительную версию закона, президентский вариант оказался еще лучше. Впереди — второе чтение (единого портала документ пока не предусматривает)», — написала на своей странице в «Фейсбуке» координатор жилищно-коммунальных программ Гражданской сети «ОПОРА» Татьяна БОЙКО, как только стало известно, что Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №2505а «Об особенностях доступа к информации в сферах снабжения электрической энергии, природного газа, теплоснабжения, централизованного снабжения горячей воды, централизованного питьевого водоснабжения и водоотвода».
Информация по поводу предоставления жилищно-коммунальных услуг станет более доступной для украинцев. Напомним, что этим законопроектом предлагается обеспечить реализацию потребителями права на беспрепятственное и бесплатное получение информации о:
1) правах потребителей, месте и порядке получения информации потребителями;
2) ценах/тарифах, их составляющих для всех категорий потребителей, изменении цен/тарифов;
3) доли и стоимости электрической энергии, выработанной генерирующими мощностями (по видам генерирующих мощностей), в оптовой цене на электрическую энергию;
4) доли и стоимости электрической энергии, выработанной генерирующими мощностями (по видам генерирующих мощностей), в средневзвешенной цене на электрическую энергию для потребителя;
5) сопоставление цен/тарифов на товары (работы, услуги) в разных регионах Украины, а также в Украине и других государствах и др.
Кроме того, проектом закона предусматривается периодичность обновления информации. Инициаторами законопроекта отмечается, что принятие документа будет способствовать обеспечению прозрачности в деятельности субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность в сферах снабжения электрической энергии, природного газа, теплоснабжения, централизованного снабжения горячей воды, централизованного питьевого водоснабжения и водоотвода и доступа потребителей к информации о товарах (работах, услугах), которые производятся (предоставляются) указанными субъектами.
КОММЕНТАРИЙ
Татьяна БОЙКО, координатор жилищно-коммунальных программ Гражданской сети «ОПОРА»:
— В связи со значительным повышением тарифов на коммунальные услуги, а именно — изменением парадигмы отношений между государством и потребителями — когда потребители должны платить не только полную стоимость услуг, но и расходы на модернизацию предприятий и инфраструктуры, растет необходимость в прозрачности процесса тарифообразования и действий национального регулятора, который их устанавливает. Потребители должны знать, за что именно они платят, какие составляющие какого тарифа, каким образом предприятие планирует привлекать инвестиции и осуществлять замену труб, модернизацию котельных, уменьшать энергопотери, устанавливать энергоэффективное оборудование. А также — заложены ли расходы на установление счетчиков, какой марки, если да, то когда можно надеяться на установление счетчика в каждом доме.
Все свои решения Национальная комиссия обнародовал на своем веб-сайте. Однако доступной и понятной для потребителя эту информацию назвать трудно. Это — архивы с огромным количеством цифр и дополнений. Чтобы узнать, сколько стоит вода, скажем, в городе Днепропетровске, и сравнить ее со стоимостью в Виннице, нужно потратить кучу времени и просмотреть каждое решение. Сами же предприятия далеко не всегда публикуют данные, разве что общие сведения о размере тарифов. В ответ на запросы о доступе к публичной информации часто приходят отказы либо данные предоставляются неполные.
Законопроект четко определяет, какая именно информация должна обнародоваться относительно состава и структуры тарифов, расчетов между поставщиками и потребителями, инвестиционных программ предприятий. Кроме того, предусматривается порядок общественного обсуждения и утверждения инвестпрограмм.
Обнародовать информацию должны как Нацкомисия, так и сами предприятия тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, а также — органы местного самоуправления.
Безусловно, это очень позитивная инициатива. Так как в рамках действующего законодательства имеется множество дыр, которые позволяют безнаказанно уклоняться от ответов.
Однако, на мой взгляд, есть ряд позиций, которые следует добавить. Например, целесообразно создать единый веб-портал, который будет аккумулировать всю информацию относительно тарифообразования и деятельности предприятий, производящих и предоставляющих коммунальные услуги. Причем он будет содержать как документы, так и доступные данные и инфографику.
Также мы считаем целесообразным не ограничивать доступ к информации (например, полученной через запросы или опубликованной на сайте) исчерпывающими видами информации, а прибавить пункт, который разрешает общественности доступ к любой информации, доступ к которой не ограничен законом.
Кроме того, проект закона не предусматривает доступ к информации относительно объемов добытого газа в Украине в разрезе газодобывающих компаний и компаний так называемой совместной деятельности. Также не предусмотрен доступ к объемам реализации газа собственной добычи (кто сколько купил, кому принадлежат скважины в совместной деятельности и др.).
В проекте закона не предусмотрен доступ к информации за прошлые периоды, например, динамика добычи и реализации украинского газа в разрезе газодобывающих компаний и компаний совместной деятельности.
Статью 6 проекта закона необходимо дополнить пунктом об обязательной публикации информации относительно ежемесячного факта выполнения инвестиционной программы предприятий с указанием контактных данных ответственного лица за выполнение инвестиционной программы предприятия.