Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинцы пересаживаются на электрокары

Сможет ли отечественный автопром выпускать «зеленые» автомобили?
1 августа, 2018 - 13:33
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Украинцы все чаще выбирают «зеленые» авто вместо традиционного автотранспорта. В прошлом году продажи электрокаров выросли вдвое, и в этом году продолжают двигаться по восходящей траектории. Чем вызван такой ажиотаж вокруг электромобилей? Есть ли в Украине соответствующая инфраструктура и перспективы развития электротранспорта, недавно разбирались эксперты Центра общественного мониторинга и контроля.

20 ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ ЕЖЕДНЕВНО

Электромобиль — экологический и экономический вид транспорта. Он удобен в использовании, не загрязняет воздух вредными выбросами и не создает шум. По данным МВД, на 1 июня в Украине было зарегистрировано 7871 электромобиль. Больше всего электромобилей в больших городах — Киеве, Одессе, Харькове, Днипре  и в Киевской области. В целом, по данным Министерства инфраструктуры, ежедневно 20 украинцев покупают электромобиль. Только за первое полугодие 2018-го в Украине было приобретено в 1,4 раза больше экоавтомобилей, чем за весь 2017 год. Рынок электромобилей в Украине активно растет, и на это есть очевидные причины, идет речь в аналитическом исследовании Центра общественного мониторинга и контроля, который  в распоряжении «Дня».

Напомним, в 2015 году Президент Украины Петр Порошенко одобрил законодательные изменения, которые упразднили ввозную пошлину на электромобили. А в прошлом году Верховная Рада разрешила покупать электрокары вообще  без всяких налогов на протяжении 2018 года. Не нужно платить НДС (20% стоимости) и акцизный сбор (109 евро). Все это, отмечают эксперты, создало условия для уменьшения цены на электромобили на 17% в 2017 году. 

Впрочем, статистика свидетельствует, что украинцы отдают преимущество подержанным авто. За последних полгода часть новых электрокаров во время покупки составила только 15%. Беспрекословным лидером продаж является NissanLeaf, также популярны модели BMW i3 и TeslaModel S. NissanLeaf с пробегом можно приобрести за $13 000, новый — за $26 000. Дороже  подержанные BMW i3 — от $31 000 — и TeslaModel S — от $65 000. 

Впрочем, важным является не только вопрос инфраструктуры, но и замены деталей, добавляют эксперты. Решить его сможет локальное производство аккумуляторов и электрокаров. 

ПРОИЗВОДИТЬ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ В УКРАИНЕ В ЧЕТЫРЕ РАЗА ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ В ЕС

В прошлом году в Министерстве инфраструктуры анонсировали 15-летнюю стратегию развития электротранспорта в Украине, которая среди прочего предусматривает и собственное производство электромобилей. 

«Первый (этап. — Ред.) будет посвящен активизации рынка, отмене пошлин и НДС относительно импорта электрических транспортных средств и зарядных станций. Эта стадия рассчитана на пять лет. На втором этапе, который рассчитан на десять лет, мы надеемся наладить производство электромобилей в Украине, — рассказал министр инфраструктуры Владимир Омелян. — И третий, пятнадцатилетний этап, предусматривает стимулирование локализации производства электрических транспортных средств, компонентов и оборудования».

На сегодня в парламенте зарегистрированы два законопроекта, которые должны уменьшить налоговое давление на импортеров и производителей электромобилей и деталей к ним. В частности, среди предложений — на 15 лет освободить от налогов предприятия, которые добывают и продают литий, производят и продают литий-ионные аккумуляторы, производят и продают зарядные станции, продают электрокары, электробусы или электрогрузовики. 

По словам первого вице-премьер министра — министра экономического развития и торговли Украины Степана Кубива, производить электромобили в Украине в четыре раза выгоднее, чем, например, в Германии. Наше государство интересно инвесторам своими ресурсами, близостью к Европе и условиями сбыта. Ведь в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС Украина может экспортировать электромобили в Европу без пошлин. Собственно, в июне этого года самый крупный производитель электротранспорта и литиевых батарей компания BYD уже заявила, что рассматривает Украину как площадку для производства. 

Со своей стороны представители украинского автопрома готовы работать с иностранными инвесторами, поэтому с нетерпением ожидают принятия законопроектов.

«На сегодня известные автомобильные концерны ищут площадки для размещения заводов по производству электромобилей и литий-ионных аккумуляторов к ним. Мы имеем гигантские запасы лития на территории Украины, одни из наибольших в мире. И мы имеем сегодня свободный доступ на рынки Европы. Поэтому Украина является привлекательной для инвестиций в этой сфере. Иностранные концерны могут прийти партнерами к нам — действующих заводов, а могут строить заводы с нуля», — убежден директор по стратегическому маркетингу и развитию бизнеса Корпорации «Богдан» Михаил Сокол.

Эксперты отмечают, что электромобили — это не только альтернативный вид транспорта, но и элемент энергоэффективности и энергонезависимости государства. По оценкам специалистов, до 2040 года авто с низким уровнем выбросов будут составлять половину продаж в мире. Ввиду того, что имеющиеся заводы уже сейчас не успевают с заказами, Украина имеет хорошие шансы стать одной из стран, где создают электротранспорт.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ