Молодая украинская IT-компания победила в конкурсе стартапов в Лондоне, показав лучшие результаты среди шести тысяч участников со всего мира
Ежегодно в столице Великобритания проходит конкурс стартапов со всего мира Seedcamp (Сидкемп), победа в котором обеспечивает молодой компании признание и поддержку лучших международных инвестфондов и частных инвесторов. Кроме того, победитель получает ощутимые нематериальные инвестиции — улучшает имидж и уровень доверия к своему бизнес-проекту. В этом году в лондонском конкурсе приняли участие около шести тысяч компаний со всего мира, а победу одержали всего четыре. Среди них — и украинский стартап TRData. К слову, молодая компания, основанная в 2009 году, — единственная в списке победителей с Украины.
«Это был наш первый опыт подобного открывания дверей в мир венчурного капитала. Мы все жутко волновались, и я очень рад, что в итоге этот опыт оказался приятным. Помимо небольшой инвестиции и бесплатных эксклюзивных сервисов еще на сто с лишним тысяч долларов, Seedcamp — это также своеобразный сертификат качества при общении с любыми потенциальными инвесторами и сильнейшая школа «боевого мастерства» для стартаперов. Кроме того, пройти конкурс и быть в числе четырех компаний, выбранных из шести тысяч, — само по себе не может не радовать», — рассказывает «Дню» директор компании Антон ПАСЕЧНИКОВ.
Основной бизнес TRData — это информационно-финансовый терминал для профессиональных трейдеров — банкиров, работников фондов, казначеев. Системой пользуется уже более ста банкиров. Кроме того, свыше ста банков и финансовых организаций предоставляет компании свои данные в реальном времени. «Мы собираем, анализируем и предоставляем данные с очень сложных рынков в режиме реального времени, так сказать, «в прямом эфире». Подобный продукт является главным источником дохода финансовой империи Майкла Блумберга — обладателя 22-миллиардного состояния и мэра Нью-Йорка. Однажды, выступая перед молодыми предпринимателями на конференции, Майкл призвал не бояться бросать вызов крупным компаниям. Мы на конференции не были, но на призыв откликнулись», — объясняет директор компании.
Интересно, что оба основателя компании — Антон Пасечников и Сергей Котляров — закончили London Business School, где и познакомились. Там же им пришла идея создать удобную информационную систему для трейдеров, которая предлагала бы такие же услуги, как Блюмберг и Рейтерс, но гараздо дешевле. Компанию изначально решили создавать как украинскую. «Наша компания была основана в Великобритании, но так как мы с Сергеем оба родились в Украине, то разработку продукта было решено делать в Киеве. Украина же стала и нашим первым рынком. Поэтому мы считаем себя украинским стартапом», — объясняют основатели компании. Команду сформировали из молодых и активных украинских специалистов, попытавшись создать для них оптимальные условия работы, «атмосферу и культуру, которая существует лишь в Силиконовой долине».
«У нас в компании свободный рабочий день, возможность работать дома, холодильник с бесплатным пивом и напитками прямо в офисе. Формальностей — минимум. Мы всегда идем навстречу нашим работникам, считаем каждого из них своим партнером. И отношение со стороны членов команды к нам такое же. Это важно, ведь работать приходится катастрофически много, а значит, работа должна быть интересной и доставлять удовольствие», — объясняет господин Пасечников.
Сейчас, одержав победу на Seedcamp London 2012, молодая компания получила «пакет» ощутимых результатов: прямой доступ к инвесторам, обмен опытом, подготовка к инвестиционным раундам, освещение в блогах и ведущих технологических интернет-изданиях. «Нагрузка огромная: практические советы и индивидуальные тренинги, переговоры с фондами, переписка с новыми знакомыми. Только за первые два дня Seedcamp удалось познакомиться, получить советы и лично пообщаться с более чем ста замечательными людьми», — делится впечатлениями директор TRData. Ожидаемые 50 тысяч евро инвестиций компания планирует вложить в свое развитие, в улучшение продукта и региональное расширение.
Победа украинского стартапа принесла позитивные результаты не только самой компании, но, в некоторой степени, и всему украинскому бизнесу. «Мы — хорошая страна с огромным потенциалом и богатыми ресурсами, природными и человеческими. Я считаю, что наша победа — очередное подтверждение возможности реализации нашего огромного потенциала. Я буду безумно рад, если узнаю, что благодаря нам отношение некоторых инвесторов к Украине хотя бы немного улучшилось, — говорит Антон Пасечников. — Если не вдаваться в детали, то Украину хорошо знают, и общий имидж у страны все же больше положительный, чем отрицательный. «Красивая страна, в которой очень много умных людей» — так сказал мне представитель одного из крупнейших венчурных фондов. В общем, на Западе (да и на Востоке) от украинцев ждут больше хороших побед».
Другое дело, что некоторые компании не только не готовы к победам, но даже не пытаются приблизиться в своей работе к общемировым стандартам. Выходить на международный уровень — это играть по совсем другим правилам, чем это зачастую принято в Украине. А некоторые просто не верят в свои силы или не готовы бороться с трудностями.
«Развитие технологического стартапа — это безумно тяжелая, истощающая морально и физически круглосуточно-круглогодичная работа. Гораздо проще этого не делать никогда. А раз начав, легко бросить и жить как раньше. Мне кажется, украинские компании недостаточно пытаются и недостаточно верят в себя. Или слишком рано бросают хорошие идеи и отчаиваются. А зря. Стив Джобс как-то сказал, что проблема «не в том, что слишком много людей открывают свои компании, а в том, что слишком много людей не держатся за них потом», — подытоживает Пасечников.