Несмотря на кризисный год и закрытие российского рынка, украинские молочники все же увеличили в 2014 году производство продукции. Отечественным предприятиям удалось даже поставить рекорд в производстве сливочного масла за последние 10 лет — 114 тысяч тон.
Согласно данным ассоциации «Союз молочных предприятий», в прошлом году экспорт масла вырос на 3,7% (по сравнению с 2013 годом), технического казеина — на 73%, сухого молока — в 2,3 раза. «Производство лишь одной категории продуктов, по сравнению с 2013 годом, уменьшилось. Это — твердые сыры. Все же другие — нарастили объемы производства», — отмечает председатель совета директоров ассоциации «Союз молочных предприятий» Вадим Чагаровский.
В департаменте технического сотрудничества Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) говорят, что рост производства произошел в первую очередь за счет повышения производительности на предприятиях почти на 10%.
В то же время, такие позитивные результаты не снизили цены на рынке. Возникает логический вопрос: почему?
Производители объясняют: поскольку в условиях девальвации затраты на производство растут, а цена продукции — практически нет, предприятия работают себе в убыток. Ведь максимальная закупочная цена на молоко оставалась на уровне 2013 года — около 5 грн/кг, а производственные расходы выросли в разы, потому что в основном вся техника и корма закупаются за рубежом. «Поэтому аграрии, которые сегодня работают на рынке молока, финансируют производство за счет растениеводства. Вообще, говорить о прибыльном молочном скотоводстве в 2014 году, к сожалению, нельзя», — говорит президент «Ассоциации производителей молока» Андрей Дикун.
Впрочем, в этом году предприниматели и в дальнейшем будут пытаться резко не повышать цену на свою продукцию. Ведь понимают: сегодня украинец может себе позволить покупать едва ли не вдвое меньше того, что мог приобрести год назад. Но в то же время и признают — все будет зависеть от курса гривни. «Если ситуация будет оставаться такой, как сегодня, в феврале производители молока вынуждены будут поднять цену на свою продукцию приблизительно на 10—20 коп./кг», — прогнозирует Андрей Дикун.
Если молочная отрасль весь год будет работать так, как сегодня, объем производства молока в Украине в 2015 году может сократиться на 0,5—1,5%, прогнозируют в FAO. И для того, чтобы уменьшить расходы на производство, предприниматели будут ориентироваться одновременно на уменьшение поголовья коров (прогнозирует сокращение на 3,5—4% в хозяйствах населения и на 2—2,5% — в сельхозпредприятиях) и повышение производительности оставшихся. «Снижение поголовья будет происходить в наименее эффективных хозяйствах, в которых производство молока не является приоритетной отраслью. Те предприятия, которые профессионально занимаются молоком, планируют в среднем увеличить поголовье на 4—4,5% и производительность на 8—9%», — прогнозирует координатор молочного проекта FAO в Украине Андрей Ярмак.
Еще один выход производителей — продолжать наращивание экспорта продукции. «Я прогнозирую, что украинская молочная отрасль изменит структуру производства и продажи молочных продуктов и будет больше ориентирована на экспорт. Это имеет стратегическое значение для отрасли, поскольку сегодня поступление валюты для переработчиков является крайне необходимым, ведь предприятия в достаточно тяжелом состоянии», — говорит Вадим Чагаровский. По его словам, самыми перспективными экспортными рынками для молочной продукции из Украины на сегодняшний день являются страны Африки и Азии.
Что же касается рынка стран Европейского союза, то пока что для украинских производителей он остается закрытым. Ведь для того, чтобы поставлять свою продукцию в ЕС, производство должно пройти специальную инспекцию, которая решит, можно ли допускать на европейский рынок продукцию его производства.
В прошлом году такая комиссия посетила пять отечественных предприятий. В Минагроподе прогнозируют, что отчет европейских ветеринаров о результатах инспекции украинских молокоперерабатывающих предприятий будет готов уже в июне-июле этого года. «Более того, 10 декабря прошлого года мы получили согласие на то, чтобы те квоты, которые были предоставлены нашей стране на поставки молочной продукции, вступили в силу лишь тогда, когда будет получен отчет», — говорит заместитель министра аграрной политики и продовольствия по вопросам евроинтеграции Владислава Рутицкая. То есть, производители, которые получат разрешение на экспорт в ЕС, смогут в течение полугода использовать квоту, определенную на год.
В то же время председатель совета директоров ассоциации «Союз молочных предприятий» Вадим Чагаровский призывает не лелеять слишком больших надежд на европейских рынок. Мол, там и своих продуктов и по ассортименту, и по качеству хватает. «Но есть определенные категории продуктов, с которыми, по моему мнению, мы можем успешно конкурировать. Мы можем конкурировать в производстве продуктов «бизнес для бизнеса», так, например, мы успешно производим молочные смеси для McDonalds. Поэтому мы можем данный канал разрабатывать. Я думаю, что там мы будем успешными», — говорит он. Еще одно направление работы для отечественных предпринимателей, по мнению Чагаровского, — экспорт аутентичной украинской молочной продукции, которая будет пользоваться спросом у диаспоры.