Государственную долю в крупнейшей украинской нефтедобывающей компании ПАО «Укрнафта» отдадут под приватизацию. Об этом сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на информированный источник.
Напомним, государству в лице НАК «Нафтогаз Украины» принадлежит в «Укрнафте» 50%+1 акция. Еще примерно 42% акций находятся в распоряжении группы компаний, связанной с акционерами ПриватБанка (Днепропетровск). Эта же группа контролирует самую большую украинскую сеть АЗС и крупнейший из работающих ныне в стране Кременчугский (Полтавская область) нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий компании «Укртатнафта».
Так вот, в упомянутом сообщении некий информированный источник рассказал, что у НАК «Нафтогаз Украины» уже имеются пока еще не согласованные с Кабмином и, естественно, Президентом страны, планы в отношении контрольного пакета акций. «Поскольку «Укрнафта» все же отдельный от газового бизнес, по ней идет отдельное обсуждение, не связанное с уже согласованной комплексной газовой реформой», — отметил автор этой инсайдерской информации. По его словам, вопрос «Укрнафты» пока еще не вышел на уровень, когда следуют публичные комментарии в отношении перспектив приватизации контрольного пакета и способов такой приватизации.
Он также подчеркнул, что в этой (не начавшейся еще) дискуссии следует учитывать сильные на данный момент позиции группы «Приват», руководимой губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским, и то, что в условиях военных действий на Донбассе нефть и нефтепродукты стали даже более стратегическим продуктом, чем газ. В подтверждение этого факта был приведен пример выкачки технологической нефти из украинских нефтепроводов и переработки ее на том же Кременчугском НПЗ, чтобы обеспечить потребности вооруженных сил в нефтепродуктах. Какая дельта была получена на этой операции с фактически бесплатным сырьем? Ответ на этот вопрос мы узнаем еще не скоро...
Но вернемся к возможности приватизации «Укрнафты». Директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев сказал «Дню», что «Приват» вряд ли засветится в этой сделке». По его мнению, в том случае, если будет принято решение о приватизации «Укрнафты», в соответствующем конкурсе, скорее всего, будут участвовать какие-то оффшорные структуры. «А может быть, и их не будет, — добавил эксперт, — мы уже не раз обращали внимание, что фактически ни в «Укрнафте», ни в «Укртатнафте», ни в государственной, казалось бы, «Укртранснафте», ни даже в розничных сетях у «Привата» контрольного пакета акций как такового нет. Коломойский, как правило, действует через топ-менеджеров компаний и ему не нужно заниматься чем-то другим. В результате степень доминирования на рынке можно оценить только косвенно».
Директор консалтинговой компании «А-5» Сергей Куюн уверен, что «Приват» не имеет намерения получить все 100% «Укрнафты». «В целом компания «Укрнафта» прибыльная, — объясняет эксперт «Дню». — С такими ценами на нефть она потенциально может давать, по нашим расчетам, примерно 3—4 миллиарда гривен прибыли в год. Из них порядка 2 миллиардов — доля государства. Но сейчас она таких результатов не имеет. И только потому, что государство ею не управляет. 11 лет этим занимается менеджмент группы «Приват». Он сквозь пальцы смотрит на продажу высококачественной украинской нефти с дисконтом в 15%. Нынешний руководитель, господин Питер Ванхеке (бывший вице-премьер Юрий Бойко рекомендовал его как независимого менеджера, который будет защищать интересы государства) смотрит на эту продажу сквозь пальцы. Его постоянно вроде бы грабят, а он молчит».
«Что сегодня происходит? — продолжает Куюн, и отвечает: — Создан параллельный профи-центр, который покупает у госкомпаний ресурсы подешевле, а потом перепродает их по рыночной цене. А прибыль получает отнюдь не «Укрнафта». Дешевую нефть перерабатывают на Кременчугском заводе, а потом продают по рыночной цене заправкам «Укрнафты», которые работают практически в ноль». «Если убрать из этой схемы механизм выкачивания денег из госкомпаний, вывести «Укрнафту» на нормальные рыночные условия, то прибыльность компании будет совсем другая. Это очень ликвидный классный актив и продавать его в кризис, в условиях войны довольно опасно». «Конкуренции при этом точно не будет, — отмечает Куюн, — никто туда не придет, потому что у «Привата» даже не 42, а 48%. Он может заблокировать любое решение, любое собрание акционеров. Сегодня звучит цена продажи — 8 миллиардов гривен — просто смешная сумма».
Покупатели, тем не менее, в нынешних условиях, похоже, все же найдутся. Американский бизнесмен Роберт Бенш, который в 2004—2007 годах управлял Cardinal Resources — нефтегазовой компанией с активами в Украине, а сейчас входит в наблюдательный совет и управляющий комитет «Куб-Газа» (Украина) в интервью Forbes не только объясняет, почему без российского газа Украине не обойтись, но и советует приватизировать «Укрнафту». «Украинскому правительству стоит продать свою долю в «Укрнафте», — говорит он, — и активно приглашать нефтегазовые компании для развития лицензионных участков, которыми сейчас владеет «Укргаздобыча», развивать рынок СПГ и продать как минимум 50% газотранспортной системы консорциуму компаний, среди которых вполне может быть и Россия».
Понятно, что до реальной продажи «Укрнафты» еще далеко. Но ведь это не рядовое событие. Чтобы поставить если и не точку, то многоточие в перечне полученных по этому поводу мнений, «День» общался с экс-главой Фонда госимущества Украины Александром Рябченко. Вот его комментарий:
— «Я уверен, что значение «Укрнафты» для экономики, а сейчас и для обороны Украины чрезвычайно велико. В условиях войны было бы правильно создать особую процедуру закупок продукции этой компании, являющейся на самом деле вертикально интегрированным монополистом на нашем рынке, установить правительственную цену закупки нефтепродуктов для целей обороны. Проводить приватизацию этого предприятия, если, конечно, правительство сочтет это необходимым, можно только при помощи так называемого советника, то есть очень серьезной, известной и крупной компании, которая должна определяться не иначе как на конкурсе. Кроме всего прочего, эта компания должна уметь продавать такие уникальные объекты...
Отдельно стоит вопрос определения начальной продажной стоимости крупнейшего нефтедобытчика Украины. Хотя у меня немалый опыт в таких вопросах, а тем более — у специалистов Фонда госимущества, до принятия правительством решения о приватизации такой компании, Фонд не может определить ее стоимость. Для этого нужны документы, имеющиеся только у самой компании, например, балансы. Но если правительство даст Фонду соответствующие поручения и полномочия, то Фонд проведет конкурс, найдет оценщика и выполнит это задание. А я даже приблизительно не могу назвать соответствующую цифру — оценка должна основываться на расчетах.
В чем я абсолютно уверен, так это в том, что в Украине до сих пор таких продаж никогда не было. Я не исключаю, что могут найтись желающие приватизировать «Укрнафту», руководствуясь принципами революционной или оборонной целесообразности, то есть без выполнения строжайших процедур. Но эта компания настолько интересная и для покупателя, и для продавца, настолько важна для страны в стратегическом плане, что я не вижу никаких аргументов, которые могли бы подействовать на правительство. Тут очень важно его видение, понимание им цели этой продажи, и не только фискальных мотивов, условий, которые необходимо возложить на покупателя. Ясно, что покупатель должен принести крупные инвестиции. И его обязательства в этом вопросе тоже серьезно влияют на продажную стоимость».