ВЗГЛЯД
«Кредитный портфель Укрзализныци является одним из ключевых объектов изучения Антикризисного штаба созданного при Министерстве инфраструктуры… АО «Укрзалізниця» никоим образом не уклоняется от выполнения своих финансовых обязательств, однако такое исполнение должно происходить в пользу кредитора», — говорится в комментарии министра инфраструктуры Александра Кубракова по поводу решения Верховного Суда, отказавшего американскому фонду VR Global Partners, LP в его кассационной жалобе на решение Северного апелляционного хозяйственного суда о признании недействительным договора отступления долга Укрзализныци.
«Наш состав набсовета не позволил …компании с Каймановых островов», которая «ходила по депутатам, … и пыталась даже атаковать Украину в блогах на сайте Forbes, написанных пророссийским автором», вымыть «из УЗ около 4 миллиардов гривен по договору, который признан незаконным», — сообщил в своем канале в Telegram член Наблюдательного совета Укрзализныци Сергей Лещенко, поспешив поставить, как он выразился, «точку» в истории, которая, вопреки победному тону процитированных спикеров на этом отнюдь не закончилась, и получит продолжение в украинских и международных судах, потянув ко дну и без того мягко говоря нелестные кредитные рейтинги Украины, поставив большой вопросительный знак на подписанной в ноябре в Вашингтоне Хартии о стратегическом партнерстве Украины и США.
Несомненно, в свете опубликованных СМИ в уходящем году фактов истинного положения дел в Укрзализныце, её «эффективные» управленцы отчаянно нуждались в хоть каких-то хороших новостях. Однако, на фоне озвученных по данным Национального антикоррупционного бюро цифр в 8 миллиардов гривен убытков компании из-за коррупции в результате закупок только в 2020 году и более 1 миллиарда убытков, фигурирующих в 234 уголовных делах, упомянутых в отчетах расследования Службы безопасности Украины, на фоне портфеля кредитов в 35,8 миллиарда гривен (это без 19,1 млрд долга «Донецкой железной дороги»), по которому компания фактически находится в состоянии технического дефолта, убытков только за последние 4 года в 100 миллиардов гривен из-за ошибок в тарифном регулировании (список можно было бы продолжать еще долго), решение Верховного суда по кассационной жалобе VR Global Partners в пользу Укрзализныци никак не выглядит сколь-нибудь эффективным решением проблем компании. Особенно учитывая вполне очевидную для руководства компании и страны, пусть и не упомянутую в процитированных выше победных постах, его цену.
Относительно цены. Несмотря на утверждение члена Наблюдательного совета Укрзализныци, VR Global Partners никак не собирались «вымыть» из Укрзализныци миллиарды. Американская компания VR Global Partners, инвестиционный фонд, которым управляет зарегистрированный в Американской комиссии по ценным бумагам и биржам как инвестиционный советник VR Advisory Services Ltd, и действительно зарегистрирована на Каймановых островах, имеет многолетний успешный опыт реструктуризации долгов (среди прочих и государственных, в частности, 65 миллиардный долг Аргентины), а потому после приобретения долга на аукционе предложила компании схему конвертации долговых обязательств в еврооблигации, которая позволила бы Укрзализныце не только отсрочить уплату долга и предотвратить вымывание оборотных средств, но и сэкономить на процентах и штрафах почти 3 миллиарда гривен. Впоследствии этот опыт мог быть использован компанией для реструктуризации всего кредитного портфеля Укрзализныци, позволил бы ей избежать технического дефолта и по другим на порядок большим её долгам.
Уже то, что Укрзализныця предпочла путь судебных разбирательств, который не обещает ей ничего, кроме разве что отсрочки по сравнительно незначительному проценту её астрономических долговых обязательств, свидетельствует, что лица, ответственные за это решение, руководствовались отнюдь не заявленными в комментарии министра мотивами. Член Наблюдательного совета Укрзализныци Сергей Лещенко в своем посте, а затем и в материале на сайте 24 канала приоткрыл эту мотивацию, анонсировав после решения Верховного суда «вопросы к первому заму главы НБУ Екатерине Рожковой, которая согласовала переуступку долга». — История о том, что «переуступка долга» Укрзализныци была частью какой-то преступной схемы «Рожковой-Рожка» уже год с чьей-то подачи муссировалась в «жёлтых» СМИ.
На самом деле, за право требования по долгам Укрзализныци перед Проминвестбанком на открытом аукционе с санкции Национального банка Украины боролись три крупных международных компании (ещё американский Argentum Group и Альфа), стоимость долговых обязательств подтверждена KPMG (международная аудиторская компания, один из членов «Большой четвёрки»), а законность аукциона подтверждена не только надлежащей юридической процедурой due diligence, проведённой ведущими европейскими и американскими юристами, но и тем, что победитель предложил цену на 8,5% больше стартовой. — Что характерно, в отличие от громких приватизационных аукционов в уходящем году. Тем не менее, кому-то в новом руководстве страны этот кейс показался перспективным с точки зрения их личной вендетты бывшему руководству Национального банка, объявленной еще во время президентской и парламентской избирательных кампаний, невольным заложником которой, ничего личного, и стала компания VR Global Partners.
Интервью Forbes президента VR Capital Group Ричарда Дейтца не зря всплыло в связи с решением Верховного суда. Ведь в нём упоминаются обстоятельства одной очень важной для понимания всей этой истории встречи. Уже после того как тот же Верховный суд Украины вынес 4(!) решения в пользу VR Global Partners (было и такое), Ричарда Дейтца пригласили на встречу в Офис президента. И здесь, по его словам, заместитель главы Офиса президента, один из ключевых юридических советников главы государства Андрей Смирнов объяснил наивному американцу, что ждет его дальше: «Ричард. Я понимаю, что у тебя отличные юристы, я знаю, у вас очень мощные юридические основания. Однако вы должны понять одну вещь. В Украине судей можно уволить, устранить…».
О том, что происходило дальше, Ричард Дейтц рассказал во время панельной дискуссии «Выступая за верховенство права на Украине. Пора действовать», организованной Американской торговой палатой в Украине совместно с Торговой палатой США. — По искам Укрзализныци, вмешательство в систему автоматического распределения судей, принятие за несколько минут без учета даже рассмотрения позиции VR Global Partners заранее подготовленных решений. И наоборот, по искам VR Global Partners, более полугода саботаж рассмотрения дел — постоянные переносы заседаний, массовый самоотвод судей (со всей этой историей в малейших юридических деталях можно ознакомиться здесь … В конце концов, под давлением непреодолимых «аргументов» власти, похоже, пал последний бастион правосудия в Украине — Верховный суд.
Возвращаясь к заплаченной за решение Верховного суда цене. VR Capital Group, которая якобы пытается вымыть из Украины миллиарды, на самом деле один из крупнейших иностранных инвесторов в Украину. За 13 лет деятельности в Украине эта компания наоборот, инвестировала в нашу страну более 1 миллиарда долларов (95% этих средств это деньги пенсионных, семейных инвестиционных и университетских фондов США, Великобритании и Европейского Союза), построив 30 ветряных и солнечных электростанций. Вот почему при подготовке статьи об экономической ситуации в Украине к её президенту за комментарием обратился журналист Forbes, именно из-за этого его опыта Ричарду Дейтцу прислушиваются представители финансовых кругов в Соединенных Штатах — потенциальные инвесторы, которых как кислорода не хватает Украине. Впрочем, после исторической встречи в Офисе президента Ричард Дейтц уже объявил о заморозке новых инвестиционных проектов в возобновляемую энергетику Украины на общую сумму 400 миллионов долларов (вот, к чему я упоминал в начале Хартию о стратегическом партнерстве между Украиной и США, в которой сотрудничеству в области возобновляемой энергетики посвящен целый раздел).
Есть ли в этой истории победители? Не Украина это точно. И даже не Укрзализныця. Дело в том, что, после признания Верховным судом недействительным договора уступки, по которому VR Global Partners в феврале 2019 года приобрела у Проминвестбанка долги Укрзализныци, она снова должна эти деньги Проминвестбанку — 4 миллиарда гривен, которые предлагал реструктуризировать в еврооблигации VR Global Partner, плюс 3 миллиарда, которые она имела шанс на этом сэкономить, плюс набежавшие за это время новые проценты и штрафы. Единственное, чем пока может тешить себя руководство Министерства инфраструктуры и Укрзализныци, вопрос собственности этого финансового института, похоже, надолго повис в судах. И все же, когда он наконец разрешится, компании (а с ней и нам - налогоплательщикам), как водится, придется заплатить новым собственникам банка. Впрочем, во властных кабинетах к тому времени уже будут совсем другие лица. Пусть у них голова болит.