Недовешивая по 12 грамм на пачке масла, предприятия получают большие прибыли без ощутимого наказания. Так, за третий квартал нынешнего года больше двух тонн масла было забраковано. Госпотребстандарт выявил нарушения на девяти из 25 проверенных предприятий. Но за реализацию некачественной продукции было выдано всего четыре постановления о наложении штрафов на общую сумму 2,865 тыс. гривен. К исправлению нарушителей такие мизерные штрафы слабо мотивируют. Вместо этого показывают «хороший» пример, как подзаработать, надувая потребителей, своим еще честным коллегам. К сожалению, подобная ситуация — во всей пищевой отрасли, констатируют эксперты...
ДВЕ ТЫСЯЧИ ЗА НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ КОНФЕТЫ
Недавно Госпотребстандарт обнародовал очередную информацию относительно проверок качества товаров и их соответствия нормативным документам, которые были проведены в течение третьего квартала этого года. В первую очередь, шокировали объемы забракованных продуктов и количество выявленных нарушений. Так, наилучшая ситуация со стройматериалами — всего 3,8% проверенных в торговой сети не соответствуют нормам. Что же касается продуктов питания, то несоответствий и нарушений здесь намного больше. Около трети проверенного количества соков и сокосодержащих напитков было снято с реализации, однако за такие нарушения были применены административные взыскания на сумму 22 тысячи гривен и административно-хозяйственные санкции на сумму 14 тысяч гривен.
За девять месяцев нынешнего года была забракована четверть кондитерских изделий, запрещена реализация шести партий шоколадных изделий и конфет на общую сумму 451 тысяча гривен. Однако штраф за такое нарушение составлял всего две с половиной тысячи гривен. Подобная ситуация и с колбасными изделиями, питьевой фасованной водой, рыбной продукцией, кисломолочными продуктами и мороженым, а также хлебопродуктами, детским питанием и другими видами продуктов.
Показательным также является пример со сливочным и сливочно-растительным маслом: за третий квартал более двух тонн этого продукта было забраковано. Нарушения работниками Госпотребстандарта были обнаружены на девяти из 25 проверенных предприятий. В результате, на пяти из них была запрещена реализация пяти партий продукции, двум предприятиям запретили реализовать два вида продукции. За реализацию некачественной продукции, как сообщает Госпотребстандарт, «выдано четыре постановления о наложении штрафов на общую сумму 2,865 тыс. гривен». Заметьте, это при том, что один из производителей недовешивал в каждой 200-граммовой пачке масла по 12 грамм продукта.
КОГДА ПРИБЫЛЬ ПОКРЫВАЕТ ШТРАФЫ
Сумы штрафов, согласитесь, просто смешные для того объема забракованного товара и нарушений, которые выявил Госпотребстандарт. Очевидно, именно поэтому с каждым годом процент забракованной продукции от общего количества проверенного товара непрерывно растет.
«Прибыль, которую от нечестной практики получает производитель, намного больше, нежели расходы на штрафы», — убеждена руководитель проекта «Общество потребителей и общественные объединения» Клавдия Максименко. Как объясняет она «Дню», в таком случае помочь может только информирование потребителей: если потребитель будет знать, что это недобросовестный производитель и перестанет покупать его продукцию, а товар будет залеживаться на полках, тогда будут действительно такие финансовые потери, из-за которых производителю придется либо сворачивать производство, либо же быть честным и продавать качественный товар.
В самом Госпотребстандарте также подтверждают незначительность штрафных санкций относительно выявленных нарушителей. «Действительно, по сравнению с европейскими нормами штрафы у нас небольшие», — говорит «Дню» заместитель председателя Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики Сергей Черепков. Мало того, сейчас, по мнению эксперта, идет интенсивная пропаганда отмены обязательной сертификации, особенно продуктов питания (кроме детских продуктов, алкоголя и табака), что даст абсолютно негативный результат. «Будет полный выход на рынок фальсификата, контрабанды и другой некачественной продукции», — предполагает Черепков.
ЧТОБЫ НЕ УБИТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ
Почему же сегодня, когда существует и обязательная сертификация, и постоянные проверки предприятий, мы имеем настолько неутешительную картину с качеством товаров? Дело в том, — объясняет нам эксперт, — что проверки могут иметь эффект при определенных условиях. Первое условие — наличие необходимого количества штатных инспекторов, которые могли бы осуществлять проверки. На сегодня, по словам Черепкова, у нас их в семь-восемь раз меньше — на невероятное количество малых, средних и крупных предприятий страны всего 600 инспекторов.
«Если раньше образцы товаров отбирались и проводились исследования за счет производителя или поставщика, то сегодня мы должны закупать их», — объясняет заместитель председателя Госпотребстандарта. Конечно, денег на это сейчас нет. Поэтому проверяющим приходится инспектировать только то, что можно увидеть — общий вид товара, маркировка, упаковка и тому подобное.
Еще одна проблема контроля качества — проверяющие органы должны предупреждать о своем визите за 10 дней. За это время производитель может подготовиться к проверке и пройти ее на «отлично». Однако будут ли полученные результаты правдивыми?
Интересно, после изъятия товара и уплаты штрафа принимает ли предприятие во внимание замечания контролеров, или дальше продолжает нарушать и обманывать потребителя? Добросовестный производитель, у которого проверяющие обнаружили непреднамеренные нарушения (Черепков утверждает, что бывают и такие), волнуется за свой бренд, поэтому обычно исправляется. Эксперт надеется, что и большинство других предприятий прислушивается к замечаниям со стороны Госпотребстандарта — ведь если такие же нарушения обнаружатся еще раз, то санкции, применяемые к производителю, будут намного более жесткими, вплоть до закрытия производства.
Однако для эффективного контроля, считают в Госпотребстандарте, должны быть задействованы все методы воздействия на производителя в комплексе. «А штрафы должны быть такими, чтобы полностью не убить экономически самого производителя», — говорит Черепков. Насколько можно повысить штрафные санкции, которые применяются к недобросовестным предприятиям, в Госпотребстандарте пока не готовы ответить, ведь кто-то и сегодняшние, как не странно, считает завышенными.
КСТАТИ
Проверяющих тоже будут проверять... Недавно полтавская организация «Союз потребителей Украины» высказала свое недоверие относительно работы Госпотребстандарта, подозревая государственную структуру в коррупции. Об этом заявил заместитель председателя «Союза потребителей Украины» Владимир Зайцев. Он также сообщил, что общественная организация возьмет под контроль все проверки, которые проводит Госпотребстандарт. «Мы самостоятельно будем делать контрольные закупки, за счет собственных средств, сдавать их в независимые лаборатории. Если мы взяли один и тот же продукт с одного и того же лотка, а результаты окажутся разными, тогда я смогу сказать, что здесь была коррупция», — добавил он.