Днями новоназначенный глава «Укрзализныци» Василий Гладких определил металлургические комбинаты как частные и состоятельные структуры, которые обязаны делиться своими средствами с государством, а следовательно — платить повышенные тарифы за железнодорожные перевозки. Естественно, металлурги такую аргументацию не воспринимают и делиться не хотят.
Как заявил в ходе круглого стола «Последствия повышения железнодорожных тарифов» глава производственно-хозяйственного объединения «Металлургпром» (Днепропетровск) Василий Харахулах, потери металлургов в связи с повышением (с апреля 2005 года) тарифов на грузоперевозки к концу года приблизятся к 1,1 млрд. грн. По его словам, только за этот год тарифы поднялись на 50%, а за последние пять лет вообще на 98%. Естественно, в первую очередь это ударило по предприятиям горнометаллургического комплекса, на который приходится свыше 40% всех перевозок.
По словам Харахулаха, если раньше металлурги терпели, то сейчас, с учетом ухудшения конъюнктуры на внешних рынках, роста цен на энергоносители и ревальвации гривны, такое повышение тарифов для них смерти подобно. Если в марте этого года они платили за перевозки 10% от выручки, то уже в июле эта цифра подскочила до 92%, правда, снизившись к ноябрю до 62%. Однако и последняя цифра, по мнению Харахулаха, слишком велика для экспортеров, которых в такие тяжелые времена государство должно поддерживать.
Впрочем, основным виновником своих бед они считают только «Укрзализныцю», руководители которой, по их словам, пользуются в своем ведомстве неограниченной властью, создавая эдакое государство в государстве. По мнению Харахулаха, решения в железнодорожном ведомстве принимаются абсолютно без учета мнения потребителей: «Любое повышение цен должно быть обусловлено повышением уровня сервиса, качества услуг. Между тем такого не было, железная дорога не стала работать лучше». Используемая «Укрзализныцей» методика расчета тарифов ставит на повестку дня вопрос принципиально нового подхода к формированию тарифов. «Необходима калькуляция: из чего складывается тариф», — отметил специалист и уточнил, что сравнительный анализ предоставленной в мае «Укрзализныцей» методики и аналогичные расчеты «Металлургпрома» дают разницу в более чем в 10%.
Однако металлурги обеспокоены не только ростом стоимости перевозок, но и повышенной в октябре прошлого года платой за пользование вагонами. Они понимают, что вагоны нужно ремонтировать, а это немалые деньги, но с другой стороны, как отмечает Харахулах, «Укрзализныця» взвалила всю ответственность за состояние подвижного состава на своих клиентов. И это при том, что многие комбинаты и ГОКи пользовались собственным подвижным составом. Если раньше семь крупнейших металлургических комбинатов платили 12 млн. гривен в месяц за пользование вагонами, то сейчас эта цифра достигла 35,6 миллиона. Естественно, это также ложится тяжелым грузом на плечи металлургов.
Казалось бы, когда страсти между основным бюджетным донором — ГМК и основным перевозчиком — «Укрзализныцей» накалились до такой степени, самое время вмешаться власти. Однако она, похоже, стремится абстрагироваться от этого конфликта: дескать, сами разберетесь. И более того, как отмечает Харахулах, при рассмотрении данных вопросов в рамках рабочей группы по решению проблемных вопросов горнометаллургического комплекса, позиция металлургов практически не учитывается.
Между тем конфликт уже перешагнул границу величины оплаты за те или иные услуги. Металлургов раздражают и принятые в сентябре Минтранссвязи директивы в части правил планирования перевозок и охраны транспортируемых грузов. По словам Харахулаха, новые правила снимают с железнодорожников ответственность за груз по маршруту следования и ухудшают качество услуг. Как рассказал начальник управления железнодорожным транспортом «Запорожстали» Алексей Павлец, грузоперевозчиков обязали охранять собственный груз. Павлец предъявил фотографии грузов — многотонных пачек и рулонов металла. Понятно, что украсть эти товары очень непросто. По данным Павлеца, за 11 месяцев убытки металлургов из-за воровства составили 46 тысяч гривен. Сейчас за охрану им придется платить 1,5 миллиона в месяц. Также металлурги недовольны тем, что сейчас перевозчик может отказать в услуге из-за нехватки технических средств — это, по их мнению, будет лишним стимулом дать взятку, чтобы средства нашлись быстрей.
Напомнив, что Антимонопольный комитет Украины рекомендовал Минтранссвязи привести все эти директивы в соответствие с действующим законодательством, Харахулах добавил: «Без вмешательства исполнительной власти мы не найдем общего языка». Представитель Металлургического комбината имени Ильича (Мариуполь) Владимир Бойко (полный тезка народного депутата и главы комбината) заявил, что необходимо законодательно очертить перечень услуг, предоставляемых перевозчиком потребителю, и не отступать от него ни на йоту, иначе недовольство вокруг тарифов не утихнет никогда. Металлурги просят власть отвлечься от предвыборных перипетий и выступить рефери в схватке между монстрами отечественной экономики. Рост затрат на перевозку плюс низкая конъюнктура рынка и назревающий прыжок газовых цен могут принудить металлургов поднять цены на внутреннем рынке. И пойдет по цепочке: поползут вверх цены в строительстве, в машиностроении... Естественно, поднимутся и затраты «Укрзализныци». А ведь, как известно, проще не допустить повышения цен, чем потом отвоевывать право их снизить.