Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уроки безземелья

Реформы рынка земли без достаточного обоснования принимались во многих странах мира еще 100—300 лет назад
19 ноября, 2019 - 17:50
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Вот наконец и принят закон в первом чтении об обороте земель сельскохозяйственного назначения. После этого безудержный восторг охватил представителей партии «Слуга народа» еще в зале Верховной Рады Украины. Наконец для народа сделали огромное «благо» — выталкивают крестьян на рынок земли без денег в кармане наравне с агрохолдингами, которые достигли непревзойденных финансовых результатов с помощью зарубежных инвесторов и государственной поддержки, — практически все дотации поступали к ним. Иностранцы, которые не менее 3-х лет работают на украинских землях, также будут принимать участие в рынке земель. Именно у этих иностранцев с отмеченным стажем работы в аренде (или уже владеют) находится 30% сельскохозяйственных земель. И это в глобальной среде нарастающего безземелья — на сегодня уже 71 страна мира имеет менее 0,04 гектара пашни на 1 человека, что без импорта продовольствия является катастрофой в плане обеспечения продовольственной безопасности.

Если погрузиться в прошлое, то оказывается, что такие без достаточного обоснования земельные реформы принимались во многих странах мира еще 100-300 лет назад. Чтобы не повторять ошибку национального масштаба, необходимо было поинтересоваться последствиями таких реформ, которые проводились в прошлом как на территории Украины, так и в других странах мира. Что касается Украины в составе России во времена царизма. Исходя из сложности проблемы проведения земельной реформы, лидер славянофилов Александр Кошелев во время подготовки к реформе в 1861 г. имел большие сомнения относительно ее позитивного результата (Великая реформа / изд. общ-ва И.Д. Сытина: 1911, т.6, с. 69): «Знаете, шибко я боюсь вашей петербургской стряпни. Уж как вы, господа чиновники, да к тому же петербуржцы, да еще вдобавок ученые, примитесь законодательсвовать, право, из этого может выйти чисто-начисто беда, да еще какая! Многого мы от вас боимся, но на деле вы будете страшнее и ужаснее. Старайтесь сделать как можно неполно, недостаточно, дурно; право, это будеть лучше». Такое опасение имело под собой основания — правительство приступило к реформам лишь руководствуясь достаточно невыразительным воображением о государственной пользе этого мероприятия (сегодняшний «турборежим»). Вся надежда была возложена на факт существования арендных отношений в России как гаранта установления справедливой рыночной цены земли на этом рынке. В реальности же оказалось большое несоответствие выкупных платежей за землю с ее доходностью. При таких обстоятельствах размер «арендной платы по договоренности сторон» на то время в царской России вырос на 200-300%, результатом чего спекулянтами на рынке были скуплены 44 млн десятин земли (88%) из 50 млн, которые оборачивались на рынке. Крестьянам досталось всего 6 млн гектаров земли, или 12%! Долг крестьян к 1905 г. достиг огромной для того времени суммы — более 1 млрд руб, что и стало одной из причин крестьянских бунтов и погромов усадеб помещиков.

Ситуация с рынком земли была сложной и нуждалась в системном исследовании. Так, наделы на двор по губерниям на то время колебались от 5 до 12 десятин, что при экстенсивном сельском хозяйстве (выращивание только зерна) было мало для того, чтобы обеспечить быт, освобожденных от крепостной зависимости крестьян. Причины переселений в Сибирь в относительном малоземелье, из-за полостности наделов и, особенно, из-за семейных переделов земель, были основной причиной экономического упадка (8 июня 1893 г. вышел закон, который должен был нормировать эти переделы). Для отведения наделов в Сибири нужна была армия агрономов, техников и т.п. В итоге около 1 млн душ обоего пола (из 3,5 млн переселенцев, которые переехали в Сибирь из европейской части России) по состоянию на 1 января 1909 г. были не устроенными. Смертность доходила до 10% среди взрослых и до 30% — среди детей. Поэтому в 1909 г. правительство решило задержать переселение «маломощных» крестьян, и эти 1 млн человек вернуть назад (давались проездные льготы на возвращение домой). Следующая тенденция — насаждение «отрубов» и хуторского хозяйства. При этом землю отводить не по душам, а по расчету на двор, или домохозяйство. С созданием тысяч хуторов появились миллионы обездоленных крестьян. После поездок Столыпина по Западной Сибири решено создавать невиданный тип хозяйства — крупную частную земельную собственность. Именно идея организации больших хозяйств была взята на вооружение Иосифом Сталиным с 1929 г. с последующими последствиями голодомора.

Что касается других стран, то, например, во французских колониях Африки еще более 200 лет назад придумали, как изъять землю у коренного населения — проведением раздела на паи на части (правда, там было скромнее, чем в Украине, — всем выдавали документы на право собственности на землю без слова «паевание» на части). Через год все жители французских колоний были без земли, как и во многих странах, в частности Тунисе, Западной Африке и т.п. При неправильных реформах или же колонизации стран 70-300 лет назад отдельные личности или корпорации монополизировали огромные площади лучшей земли. Например, по всей Латинской Америке приблизительно 1,5% частных землевладений превышали по площади 6 тыс. гектаров каждое, и они занимали 50% всей сельскохозяйственной земли. В Аргентине две тесно связанные одна с другой компании имели в своей собственности и арендовали 6,7 млн гектара земли. На долю 500 землевладельцев приходилось 18% земли. Гражданин США, Т.Д. Уильямс, был владельцем 0,4 млн гектаров земли. Поместье «Эль Кармен» в Восточной Боливии (перепись 1950 г.) — было собственностью фирмы «Суарес энд бразерз» и занимало 2 млн гектаров земли. В северной Родезии две компании — «Бритиш саус эфрикен» и «Норе Чартерленд» владели в целом 2530 млн гектаров земли. В Южной Африке в 1951 г. на одного неевропейца (из 10 млн) приходилось по 1,3 гектара земли, на европейца (из 2643 тыс.) — в среднем по 724 гектара земли. Перечень недопустимой для общества поляризации распределения земель между бедными и богатыми можно продолжить.

Новые хозяева безграничных земельных владений (до нескольких млн гектаров) так же, как сейчас в Украине, платили низкие налоги. Правда, такие аномалии ограничения территории для проживания растущей численности населения быстро исчезают мирным или революционным путем с утратой жизни желающих удерживать не созданный ими природный продукт — землю, которая принадлежит всем без исключения жителям планеты Земля. Цивилизации известна практика перехода к нормальному состоянию в земельных отношениях без революций. И она является наиболее приемлемой для всех. Правительства скупали землю у этих латифундистов в соответствии с тем, как до этого они справедливо платили налоги. Если получали колоссальные прибыли (как и наши) и практически ничего не платили в бюджет (на уровне украинских 6 грн с 1 гектара), то методика работала в обратном порядке: нулевой налог — нулевая цена за землю. И это справедливо, но очень не нравилось землевладельцам. Применяли более лабильный подход: платили за землю рыночную цену при условии, если полученные деньги вкладывались в развитие аграрной рыночной инфраструктуры, перерабатывающую промышленность и т.п. Если же какая-то часть оставляла аграрную сферу — из нее платился высокий налог.

Наиболее интересным для Украины должен быть опыт проведения земельной реформы с выкупом земель у монополистов за счет государственного бюджета. Так, в Мексике, Италии, Боливии, Египте, Гватемале и других странах 70-100 лет назад предусматривался вариант, помимо конфискации, выплат за национализированную землю в соответствии с ее стоимостью, которая установлена на основе размера поземельного налога. Платишь мало налога за пользование землей в предыдущие годы, соответственно для выкупа цена земли низкая. Сделаем существенное предостережение: результаты такого варианта земельной реформы не проходят с зарубежными компаниями. Так, когда в одном районе правительство Гватемалы предложило в виде компенсации 600 тыс. дол. США за более 95 тыс. гектаров земли, которая находилась у американской компании «Юнайтед фрут компани», после вмешательства государственного департамента США пришлось заплатить 16 млн дол. США, или в 27 раз больше. Отсюда можно увидеть огромные риски, если на рынке украинской земли будут присутствовать иностранцы. При новой земельной революции придется выкупать землю у иностранцев по ценам, которые продиктуют правительства США, Китая, Саудовской Аравии или другой развитой страны мира.

Ученые и политики на основе исторического анализа негативной и позитивной практики проведения земельной реформы в странах мира сформулировали ряд важных принципов относительно успешного ее проведения в интересах собственного народа. Основным наиболее серьезным отрицанием неограниченной покупки и продажи земли является тот факт, что замораживание капитала в форме земельной собственности является роскошью для богатых, а не бедных стран. После покупки земли ее, как оказывается, необходимо будет еще и обрабатывать. Для последнего денег не останется. Земельная реформа, при которой земля концентрируется у латифундистов, является невероятно мощной силой, которая держит крестьян в бедности, выталкивает за границу или же какую-то их часть деморализует. Также земельная реформа может оказаться абсолютно напрасной, если с ее проведением все предварительно достигнутые блага агрохолдингов и их преимущества относительно всего сельского населения остаются без изменений и когда крестьянам (фермерам) невозможно получить дешевый кредит, отсутствуют сбытовые кооперативы, а на рынке доминируют посредники. Американский ученый Дж.Озер (Должны ли люди голодать? (полемика с мальтузнаизами). — М.: ИЛ, 1959) еще в 1955 г. сформулировал основные требования, соблюдение которых обеспечит успех в реформировании: «удовлетворительная земельная реформа должна ограничить право землевладельцев покупать, продавать, дробить или непомерно расширять свои земельные владения. Не следует также допускать, чтобы земля отбиралась за долги, если только она при этом не переходит к государственным или кооперативным кредитным учреждениям, которые выдают денежные ссуды под очень небольшие проценты. В другом случае это означало бы возвращение к феодализму». При этом «реформа означает предоставление фермерам необходимого кредита, введение справедливого налогообложения, поощрение развития кооперативов и распространение среди фермеров специальных знаний». То есть реформа охватывает не только саму операцию продажи земли. Оказывается, что необходимо ко времени внедрения рынка земли провести комплекс организационных мероприятий и в первую очередь создать кооперативы с целью организации эффективных закупок, сбыта и использования техники и научить будущих фермеров не только передовым технологиям, но и менеджменту. А так теоретики «обосновывают», что иностранцев необходимо и дальше приглашать работать на нашей земле (на сегодня функционирует более 1300 аграрных предприятий, находящихся в собственности иностранцев), а украинцы должны учиться у них уже в состоянии безземельных. Именно при соблюдении этих принципов и требований перераспределение земель может положительно повлиять на эффективность сельского хозяйства.

Страны мира достигли успехов (в 142 странах ВВП на душу населения до 65 раз выше, чем в Украине) благодаря разработке планов стратегического развития национальных экономик. До внедрения рынка земли разработать стратегию развития Украины в интересах собственного народа.

Николай КАЛИНЧИК, доктор экономических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ