Мечта о прозрачном бюджете страны не дает покоя аудиторам Счетной палаты. А тем более — реальное положение вещей. Так, проверка обнаружила, что субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на обеспечение льгот определенным категориям населения предоставлялись на несовершенной и противоречивой нормативно-правовой базе, а использовались соответствующие средства с нарушением законодательства и непрозрачно. Такие выводы сделала коллегия Счетной палаты.
Сегодня право на получение льгот на проезд, оплату услуг связи и других за счет субвенции имеют почти 16 миллионов граждан. Но на государственном уровне отсутствуют данные относительно того, кому такие льготы фактически предоставлены.
Правительством не утверждена методика и порядок расчета объема убытков, которые предъявляются предоставителем транспортных услуг к возмещению за счет средств субвенции. А Министерством финансов и Министерством труда и социальной политики не разработан единый порядок планирования расходов субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот на услуги связи, других предусмотренных законодательством льгот и компенсаций за льготный проезд. Планирование этих расходов проводилось Минфином при отсутствии обоснованных расчетов. Данные единого автоматизированного реестра лиц, имеющих право на льготы, который ведет Минтруда, не брались во внимание. А у регионов даже не потребовали расчеты необходимых средств для субвенции. Соответствующие центральные ведомства даже не имеют единой согласованной методики относительно предоставления и учета субвенций. После этого у каждого — свои данные. Так, по данным Минфина, кредиторская задолженность местных бюджетов перед предоставителями услуг связи и по компенсации за льготный проезд отдельных категорий граждан на начало 2005 года составляла 87,9 млн. грн., а по данным Минтруда — 55,3 млн. гривен. В то же время такая задолженность только по данным «Укрзалізниці» (за перевозку льготников) достигает 285,2 млн. грн., а по данным ОАО «Укртелеком» (за предоставленные льготы по оплате телефонной связи) — 65,4 млн. гривен. Это в четыре раза превышает объемы задолженности, фигурирующие в документах Минфина.
Очевидно, длительная неопределенность с реальными объемами фактически предоставленных услуг и объемами субвенций, необходимых на их обеспечение, отмечает в своем сообщении «Дню» пресс-служба Счетной палаты, устраивает Министерство финансов, Минтруда и Минтранс, поскольку позволяет выплачивать условные деньги за такие же условные объемы услуг.