Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Увидит ли «Украина» семь футов под килем?

2 августа, 2004 - 13:56
ФРЕГАТ «ГЕТМАН САГАЙДАЧНЫЙ» (НА СНИМКЕ) ЯВЛЯЕТСЯ НЫНЕ ФЛАГМАНОМ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА УКРАИНЫ. НО ПО ИДЕЕ ЭТОТ ТИТУЛ ДОЛЖЕН БЫ НОСИТЬ КРЕЙСЕР «УКРАИНА» / ФОТО ЛЕОНИДА БАККА / «День»

Судьба ракетного крейсера «Украина» чем дальше, тем больше напоминает телевизионный сериал. В нем множество героев, борьба хорошего с лучшим, бесконечные повороты сюжета и т.п. Единственное, что отличает отечественное документальное «мыло» от его художественных аналогов — слабые перспективы счастливого финала.

Согласно процитированному информагенствами заявлению замминистра обороны Александра Олейника, сделанному в начале марта, «крейсер по своим тактико- техническим характеристикам и вооружению, которое он должен нести, не может входить в украинские военно-морские силы».

«И ХОЧЕТСЯ, И КОЛЕТСЯ»

…А как славно все начиналось! Заря независимости, собственный чудо-корабль, окрещенный «убийцей авианосцев», который вот-вот начнет, во славу державы, бороздить просторы морей и океанов. В 1993 году, по инициативе тогдашнего министра обороны Украины Александра Кузьмука, правительство решилось на достройку крейсера с последующей его передачей Военно-морским силам…

Но пошел второй десяток лет, а чудо судостроения так и не покинуло акваторию родного завода. И если стало оно «убийцей», то разве что бюджетных средств и хрупких надежд на величие отечественного флота.

В 1996 году достройка крейсера заглохла ввиду отсутствия финансирования. Спустя два года, незадолго до президентских выборов, деньги нашлись, и жизнь на корабль вернулась. В присутствии Президента Украины был поднят флаг, а на палубу крейсера наконец-то ступила нога украинского военного моряка — у «Украины» появился экипаж. Где-то далеко забрезжила надежда выхода будущего флагмана украинских ВМС в первое самостоятельное плавание.

Как водится, после выборов все пошло не так. Достройка вновь приостановилась, а бюджет завода начал прирастать долгами Минобороны. И через пару лет, из уст премьера Украины, земляка николаевских корабелов Анатолия Кинаха, впервые вылетело слово «утилизация». Оно прозвучало в том смысле, что уж ее-то, проклятую, никак допустить нельзя. Но именно тогда же на флагманской судьбе крейсера был окончательно поставлен жирный крест. С 2002 года получили актуальность два варианта развития событий: продать или поломать.

Продажа выглядела со всех сторон предпочтительнее, и крейсер было решено довести до ума. Хотя утилизацию комиссии Минобороны, посещавшие завод, со счетов сбрасывать не торопились. Тем более, что опыт превращения боевой техники в прах за последнее десятилетие поднакопился. В конце минувшего года даже планировалось расформировать экипаж. Но поскольку окончательного решения принято так и не было, ситуация традиционно «подвисла». Разве что экипаж, и до сей поры далекий от плановой полутысячи, «усох» до семи моряков во главе со старлеем.

В начале этого года накопившиеся долги Минобороны перед заводом были погашены. А в госбюджете обозначились средства на предпродажную подготовку крейсера, готовность которого на сегодня составляет 96%.

Но сразу же после этого начали накапливаться новые долги. Они уже перевалили за миллион гривен — приблизительно столько же составляет задолженность работникам завода по зарплате.

«ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Из всех работ на корабле наиболее заметными сегодня остаются те, что направлены на элементарное поддержание объекта в жизнеспособном виде: проворачиваются главные двигатели, обслуживаются электронные системы, поддерживается постоянная температура. Без этого крейсер в короткие сроки может прийти в состояние, предполагающее уже единый исход: резку на металлолом.

Валерий Гуськов, главный инженер ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара»:

— Надо же решать судьбу крейсера! Есть вариант — порезать на металлолом. Особого ума для этого не надо. Режь… Только желательно — не на нашем заводе. Для того, кто строил, резать — кощунственно. Вот у «черноморцев» же на «Варяг» рука не поднялась, несмотря ни на какие деньги!

Много надежд возлагалось на переговоры гендиректора завода Валерия Агафонова с «верхами» из Минобороны. Ожидалось столько, что даже интервью никто из заводских начальников не хотел давать — чтобы не спугнуть хрупкую удачу.

Но после возвращения из Киева в середине июня Валерий Алексеевич был лаконичен и суров в освещении деталей:

— По крейсеру все ясно-понятно. Мы к нему не имеем никакого отношения. Он у нас просто стоит. Он — не наша собственность. Вопрос (по долгам МО. — Авт. ) решен. С министром обороны встречайтесь, с главкомом Военно-морских сил господином Князем. Это их стоит… имущество, пускай они с ним разбираются, как хотят.

Спустя месяц, в одном из новостных сюжетов областного телевидения, гендиректор уже рассказывал вещи более позитивные. О том, что его крик души в виде телеграммы лег на стол Виктора Януковича. И не без помощи премьер- министра из Минобороны пришло- таки сообщение о том, что все документы, необходимые для оформления расчетов за содержание корабля, подготовлены.

«ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ»

Оценка нынешним главкомом ВМС контр-адмиралом Игорем Князем возможностей и перспектив плавсредств, доставшихся ВМС Украины после развала СССР, довольно пессимистична. На праздновании 11 годовщины ВМС Украины, кавалер ордена преподобного Ильи Муромца заявил о подготовке предложений по выводу из состава ВМС кораблей и вспомогательных судов, на ремонт которых необходимы большие капиталовложения — тех, что были заложены по кораблестроительной программе бывшего Советского Союза. «Необходимо понимать, что это — корабли устаревшие физически и морально. Часть из них может быть применена в Военно-морских силах Украины, часть, видимо, не найдет применения» («Российское судостроение» от 05.08.03 г.).

Судя по последним высказываниям Князя, руководство ВМСУ полагает, что будущее украинского флота — за кораблями более скромных размеров и задач. Такими, как корвет «Тернополь», основательно пропиаренный в национальной прессе. Наверное, не случайно именно с ним делит «Украина» $3,7 млн., выделенных для доведения до кондиции плавучего «долгостроя».

Не удалось прояснить перспективы «Украины» и с помощью народного депутата, члена Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Александра Кузьмука. Будучи кандидатом в в парламент, он просил у Президента Украины содействия в завершении строительства крейсера. И даже отмечал, что свою возможную работу в парламенте будет строить на содействии решению этого вопроса. Теперь же помощники Кузьмука сообщили, что в силу великой занятости у него нет никакой возможности выкроить минуту, чтобы осветить ситуацию по «этому вопросу». Остается заочно верить, что помыслы и чаяния Александра Ивановича в большей своей части — именно о многострадальной «Украине».

«ПРОДАМ НЕДОРОГО»

Итак, как ни крути, суть одна: «Украина» Украине не нужна.

Идей избавиться от дорогостоящей обузы несколько. Самая простая — порубить к такой-то бабушке. Что, в принципе, себе в убыток — 40 миллионов гривень прибыли при 70-ти миллионах затрат — да кто это считает, когда опостылевшая железяка всем намозолила глаза?..

Идея вторая — продать. Число стран, способных на дорогостоящую покупку (предполагаемая цена, в зависимости от знания реальной стоимости и простого человеческого желания заработать, колеблется от полумиллиона до миллиарда долларов) ограничено.

Россия, по всей вероятности, «потянуть» этот проект не в силах. А дальше? Остаются Индия или Китай. Продать первой практически невозможно, поскольку Пакистан будет не в восторге. Китаю? Разве что по ценам прогулочного катера, поскольку российское вооружение в таком случае — долой. Кроме того, допустят ли подобную сделку США с их особым отношением к стремительно возрастающему уровню китайских вооруженных сил?

Что касается возможности доведения крейсера «до кондиции», то четыре миллиона долларов, чтобы вывести его на ход без полного комплекса вооружения и около 25 миллионов на довооружение — развеивают все иллюзии...

«КАК ВЫ ЯХТУ НАЗОВЕТЕ…»

Песенка из популярного мультфильма с полным правом может претендовать на корабельный гимн. Крейсер, названный в самом начале «Комсомольцем» (можно вспомнить о затонувшей в 1989 году тезке-субмарине), на следующий год после закладки был переименован в «Адмирала Лобова». Славный адмирал геройски погиб в авиакатастрофе со всем своим штабом. Ну а дальше, на ракетоносец — с превращением в «Украину» — была возложена нелегкая, и, как вышло, непосильная ноша: олицетворение военно-морской державной мощи. Даже палуба его оказалась нефартовой! Едва ли не каждый премьер или министр обороны, поднимавшийся на нее и произносивший обязательства сдать корабль в строй, спустя короткое время отправлялся в отставку.

И теперь крейсер, «украшенный» многочисленными ржавыми разводами, уныло протирает борта о заводской причал, видимо, вызывая у лиц, обязанных по причине своего служебного положения, заниматься его судьбой, одно лишь раздражение. И тайную надежду на то, что когда-нибудь это тяжелое наследие проклятого прошлого нечаянно испарится, подобно «Летучему Голландцу», не оставив после себя никаких материальных следов, кроме песен и легенд…

СПРАВКА

Ракетный крейсер проекта 1164.1 «Україна» (до 23 марта 1985 года — «Комсомолец»; до 17 декабря 1993 года — «Адмирал Флота Лобов»).

9 июня 1980 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 29 августа 1984 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2011). Спущен на воду 11 августа 1990 года. 18 марта 1993 года при 75% готовности снят со строительства, исключен из состава ВМФ Российской Федерации и 1 октября 1993 года расформирован. Впоследствии перешел в собственность ВМС Украины.

Водоизмещение: полное 11 300 т., стандартное 9 500 т.; длина 187 м, ширина 20,8 м. Скорость хода: максимальная 32.5 уз., экономическая 18 уз. Дальность плавания экономическим ходом 8070 миль.

Вооружение (проектное): 16x1 ПУ ПКРК «Базальт» (16 ракет), 8х1 ПУ ЗРК «Форт» (64 ракеты), 2x2 ПУ ЗРК «Оса» (40 ракет), 1х2 130-мм А-218 и 6x6 30- мм АК-630 орудий, 2x5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60), 1 вертолет Ка-25ц. Экипаж 510 человек.

Позиция правительства. По просьбе «Дня» позицию правительства относительно крейсера «Украина» изложил Виталий Лукьяненко — советник первого вице-премьера и министра финансов Украины Николая Азарова. По его словам, в бюджете 2004 года выделено 20 миллионов гривен, а после его коррекции добавлено еще 10 миллионов на достройку этого корабля и корвета «Тернополь». Для решения дальнейшей судьбы крейсера «Украина», сообщил Лукьяненко, «создана комиссия, в которой первым исполнителем определен Минобороны, и именно она может решить судьбу — сначала надо однозначно определиться с использованием этого судна, а исходя из этого финансировать варианты достройки». Если крейсер нужен Вооруженным Силам Украины и имеются средства на его содержание, указал советник первого вице-премьера, то это полная достройка. Если достраивать на продажу — это уровень предпродажной достройки. Но в любом случае это может определять комиссия. Относительно «Тернополя», то там все понятно, говорит Лукьяненко, ведь корвет, по его мнению, применим в Военно-морских силах, тем более, что он существенным образом увеличивает ударную мощь группировки...

Позиция Министерства обороны. Пресс-секретарь министра обороны полковник Вячеслав Болотнюк сказал «Дню» по этому вопросу следующее: «Много правительств пыталось решить судьбу этого корабля. Одно правительство хотело его достроить. Другое, наоборот, — не хотело этого делать. Третий принимал решение «порезать». Так что этот вопрос сегодня за правительством. Это вопрос государства, а не Министерства обороны. Факт тот, что на сегодняшний день судьба крейсера «Украина» окончательно не решена. Этот вопрос к правительственным чиновникам высшего разряда».

Андрей ХАРИН, г. Николаев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ