Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В фокусе – фермеры

Участники всеукраинских общественных слушаний не против рынка земли, но они хотят иметь четкость в его внедрении
10 февраля, 2020 - 18:12
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Украина стоит на пороге возможного и неожиданного принятия Верховной Радой Украины Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Патриоты Украины не против рынка земли, но они хотят иметь четкость в его внедрении: он должен удовлетворять интересы всех жителей страны. По этому поводу состоялись Всеукраинские общественные слушания на тему: «Реализация концепции развития фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов на 2018-2020 годы», где в фокус виденья будущего села и основных стратегических направлений развития поставлено решение проблем собственности на землю на основе создания соответствующих условий ведения хозяйства.

На это слушание были приглашены фермеры, руководители сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, владельцы личных крестьянских хозяйств, руководители предприятий, главы местных громад из разных уголков Украины, ученые, депутаты разных уровней, представители международных организаций, представители аграрного образования, средств массовой информации. Информацию их выступлений распределим на две части: недостатки и предложения о создании благоприятной среды для развития семейных фермерских хозяйств.

Все докладчики вспоминали, что Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) в своем глобальном плане действий на 2019—2028 гг. главной стратегией определили поддержку семейных ферм как ключевого фактора устойчивого социально-экономического развития стран мира, на основе таких мероприятий, как разработка и внедрение благоприятных политических условий, укрепление семейных фермерских организаций и т.п. Одним из мероприятий до 2030 г., отмеченным в резолюции Генеральной ассамблеи ООН, предусмотрено обеспечение гарантированного и равного доступа к земле, ресурсам, факторам производства, знаниям и т.п. всего желающего населения и т.п.

ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ООН

Насколько развитие фермерских хозяйств соответствует установкам ООН? До сих пор профильное министерство не рассматривало программные документы, которые есть в глобальном плане поддержки семейных фермерских хозяйств. Глава Союза украинского крестьянства (объединились Ассоциация фермеров и Союз сельскохозяйственных кооперативов) Иван Томич отметил, что вместо создания условий для содействия организации фермерских хозяйств украинское сельское хозяйство Украины находится в системе координат олигархически-аграрного уклада. Поэтому в Украине всего 0,97 фермерских хозяйств на 1000 гектаров сельскохозяйственных угодий. Тогда как, например, в 28 странах ЕС — 61, в т.ч. в Бельгии — 29, Италии — 78, Польше — 97, Сербии — 128 и Кипре — 280 фермерских хозяйств. В целом же семейные фермерские хозяйства планеты Земля составляют свыше 90% всех сельскохозяйственных предприятий которые производят 80% продовольствия. В Украине плановые позиции Союза украинского крестьянства относительно создания 250 тыс. новых фермерских хозяйств остались не реализованными.

По оценкам Ивана Томича, в 2019 г. уровень убыточности фермерских хозяйств достиг 30—35%, а в животноводстве — 60%. Государственная поддержка фермерства оказалась мизерной и неэффективной. Банки так работают, что кредиты могут получить только большие хозяйства, которые имеют залог. Поэтому за 2019 г. кредитную компенсацию процентных ставок получили всего 1,24 тыс. хозяйств, компенсацию стоимости отечественных семян — 1,5, покупку техники — 4,2 тыс. хозяйств или всего 3—10% от их общей численности. Ничего не изменилось за последние 10 лет. Например, в 2011 г. всего 6,6% фермерских хозяйств получили государственную поддержку, а более 1 тыс. грн в расчете на 1 гектар земли — всего 1,1%.

Эффективность такой выборочной государственной поддержки дополнительно вызывает сомнения. До сих пор не создан государственный реестр фермерских хозяйств (в противовес существующим реестрам субъектов ведения хозяйства), а потому неизвестно как их количество, так и их планы. Наличие такого реестра фермеров является предпосылкой для контакта правительства с ними относительно планов производства каждого из фермеров и формирования соответствующей государственной политики бюджетной их поддержки. И эту поддержку получают только те, кто зарегистрировался, а если нет — работают в «серой зоне». На сегодня, например, в 28 странах ЕС зарегистрировано 11 млн фермерских хозяйств (96% из них — семейные), эффективная деятельность которых проходит согласно разработанной политике бюджетной поддержки.

ДОСТУПНЫЕ КРЕДИТЫ — 5-7-9%

Еще одна новая программа государственного кредитования «Доступные кредиты 5-7-9%, поддержка по которой предоставляется по направлению удешевления кредитов путем компенсации процентной ставки до уровня 5, 7 и 9% годовых по кредитам в национальной валюте. Сам размер процента зависит от размера и типа бизнеса, например, 5% годовых, если сумма выручки будет составлять более 25 млн грн. и будет создано как минимум 2 рабочих места (9% — для бизнеса с выручкой до 50 млн грн). По предварительным расчетам Ассоциации фермеров такой размер выручки (25 млн грн. в год) является реальным для фермерских хозяйств, которые имеют физический размер свыше 500 гектаров. Фермеры обеспокоены, так как 87% фермерских хозяйств Украины имеют меньшие физические размеры.

Докладчики или те, кто принял участие в дебатах, приводили еще ряд проблем, которые касаются широкого круга социально-экономических отношений. Одна из них связана с распоряжением Кабинета Министров Украины от 31 января  2018 г. № 60-р о передаче земли сельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов в коммунальную собственность объединенных территориальных громад (ОТГ). Однако Верховной Радой не было принято ни одного закона, который бы регулировал последующее использование земель ОТГ, в частности передачу ее в последующее пользование — аренду или продажу. И хотя согласно проекту Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об обороте земель сельскохозяйственного назначения» арендатор имеет первоочередное право на приобретение у ОГТ земельного участка сельскохозяйственного назначения, на сегодня фактически на уровне органов местного самоуправления доминируют представители агрохолдингов. Фермеры обратили внимание заместителя министра экономики Тараса Высоцкого на тот факт, что агрохолдинги формируют объединенные сельские громады. При таком «развитии» громад у жителей сел остался единственный выход — куда-то выехать за пределы Украины. Предложили чиновнику навести порядок с децентрализацией и в первую очередь в формировании состава громад и организации их работы, а после на созданной таким образом четкой платформе начинать реформы. Получили ответ, который указал на отсутствие перспектив не только у фермеров: «Решениями о выделении земли занимаются местные органы самоуправления. Какой вопрос ко мне?» При таком развитии диалога профессор Александер Ковалив напомнил, что депутаты Верховной Рады, которые избраны народом, принимают законы, а не местная рада. Поэтому наведите порядок в законах, сделайте невозможным влияние агрохолдингов на ход событий, тогда органы самоуправления на местах будут работать согласно данным законам с пользой для всего общества.

БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА ФЕРМЕРОВ В США

Что же предлагается сделать от имени участников общественных слушаний? Заместитель директора ННЦ «Институт аграрной экономики» Ольга Ходакивская предлагает ориентироваться Украине на систему бюджетной поддержки фермеров США, где на эти мероприятия выделяют 1% валового внутреннего продукта (в Японии — 1,4 % ВВП). Еще с началом обретения страной независимости реформаторы предлагали внедрить бюджетную поддержку сельского хозяйства, как в США. Возможно ли это сделать? Сразу же отметим, что для финансовой поддержки сельского хозяйства развитые страны используют бюджетный (прямые субсидии — за счет плательщиков налогов) и  ценовой (механизм поддержки цен — за счет плательщиков налогов и потребителей) механизмы перераспределения национального дохода. То есть необходимые для поддержки фермеров средства появятся за счет ресурсов потребителей продовольствия. Если  2000 г. на продовольствие американцы тратили 10% своих доходов, а украинцы — 67% (продукты питания, безалкогольные и алкогольные напитки и табачные изделия), то за счет налога соответственно на 90 и 33 % совокупных доходов формируются фонды поддержки фермеров. Только из этой информации видно, что Украина не может организовать поддержку фермеров на уровне США. Более сложные расчеты показали, что при 30% уровня поддержки фермеров (к стоимости реализованной продукции) по отношению к ВВП она будет составлять 0,9% в США, а в Украине — 7%. Чтобы достичь показателей США в дотации фермеров, необходимо ВВП увеличить почти в 8 раз. Тем более что в Украине отсутствует какая-либо гармония в соотношениях экономических показателей. Так, в 2018 г. ежемесячные совокупные расходы в расчете на 1 домохозяйство составляли 8309 грн или по сравнению с 2000 г. выросли в 15 раз, их часть на продукты питания, безалкогольные и алкогольные напитки и табачные изделия сократилась всего на 15,9 процентных пункта (на 0,88 ежегодно). Тогда как развитые страны мира до 3—5 раз сокращали часть расходов на продовольствие в совокупных доходах (до 10—20%) при низшем (в 2—3 раза) их росте. Чтобы снизить часть доходов на продовольствие до уровня США, Украине необходимо ждать 47 лет.

Конструктивное предложение было от руководителя Института общественного управления Виктора Жердицкого. Он поставил вопрос: почему фермеры сами не экспортируют произведенную ими продукцию? У них нет больших зерносборников, элеваторов, не развита логистика и т.п. Если мы планируем, как все страны мира, развивать фермерство, а не распродать землю, необходимо требовать, чтобы государство взяло на себя труд по строительству больших межобластных пунктов сбора, переработки и транспортировки зерновых и масляных культур, как первый и основной шаг к организации фермерских сбытовых кооперативов. Далее способствовать учебе и помочь фермерам оформлять внешнеэкономические соглашения. Через 10—15 лет кооперативы будут в состоянии вернуть средства государству, которые оно до этого потратило на их создание. Аналогичные предложения в течение последних 30 лет делает профессор Любовь Молдаван, в частности на некоторых других форумах, круглых столах и т.п. Она все время отмечает, что во многих странах мира, в частности США, существует законодательный запрет несельскохозяйственному крупному капиталу заниматься сельскохозяйственной деятельностью, а в таких странах Латинской Америки, как Бразилия, Аргентина, Чили и т.д. 25—30 лет идет постепенная национализация земли и возврат к фермерскому типу ведения хозяйства. Основные же предложения — это как развивать и осуществлять поддержку в первую очередь через объединение малых и средних ферм в разные организационно-правовые структуры (кооперативы, маркетинговые ассоциации и т.п.). Франция, например, приняла Закон о стимулировании объединений фермеров по общему ведению хозяйства, согласно которому предусмотрена компенсация 50% первичного капитала фермерам при создании этих объединений. В Нидерландах государство компенсирует значительную часть расходов при приобретании техники кооперативам по общему возделыванию земли и т.п. Во многих странах фермерским кооперативам государство строит элеваторы, молокозаводы, магазины и т.п. и передает безвозмездно. Именно поддержка фермерства через разные формы объединений по производству и сбыту продукции является основой успеха зарубежных ферм и должна ею стать в составе задач аграрной политики Украины.

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ЭКСПОРТНОЙ СТРУКТУРЫ

В Украине помимо содействия развитию фермерских кооперативов возникает еще одна проблема — государственной поддержки изменения производственной и экспортной структуры. Тут еще больше производных проблем, так как необходимо до изменения структуры экспорта выявить и захватить рынки сбыта более высоким качеством продукции и низкой себестоимостью ее производства. Потом оптимизировать размеры кооперативов, которые будут работать с фермерскими хозяйствами разной специализации. Определиться, куда в первую очередь направить ограниченные государственные финансовые ресурсы, чтобы получить наибольший толчок к развитию разных отраслей и производствам и соответствующим кооперативам. Все задания не буду перечислять — их много. К сожалению, никто в Украине, кроме отдельных любителей, такие расчеты не проводил. Не предусматривалось исследовать такие научные темы и в аграрной академии. Поэтому все сводится к болтовне в основном блогеров, которые доминируют в эфире, на телевидении, на разных форумах, которые черпают «знания» у других таких же блогеров. Такой себе заколдованный круг.

К сожалению, министр развития экономики Тимофей Милованов при такой структурной разбалансированности экономики не интересуется проблемами собственно структурного строительства как основного фактора роста экономики на будущие 15—20 лет, а считает, что экономическая стратегия Украины должна базироваться на накоплении инвестиций и модернизации производства. Он определил, что после привлечения 50 млрд дол. США прямых иностранных инвестиций в течение следующих 5 лет стратегия будет достигнута. Хотя у меня вопрос: поможет ли фермерству страны модернизация без изменения структуры производства?

Внедрение рынка обращения земли без создания эффективных кооперативных структур разлучит с землей все фермерские хозяйства физическим размером как минимум до 500 гектаров. Крупные сельскохозяйственные предприятия обречены производить экстенсивные и низкодоходные продукты по определению — они большие. Они и далее будут экспортировать в десятки раз меньше продовольствия в расчете на 1 гектар земли, чем свыше 120 стран мира. Не будет такая земля дорожать, если она не будет продуцировать большую часть высокоприбыльного продовольствия. Поэтому не понятно, как увеличивать налоги на землю при существующей специализации производства, которую невозможно мгновенно изменить. Те же «счастливчики», которые скупят землю, будут сдавать ее в аренду небольшими участками (до 50—200 гектаров) и будут способствовать изменению их специализации — отказ от производства зерновых и масляных культур и переход к производству продукции животноводства, овощеводства и т.п. Такая структурная стратегия за 10—15 лет даст возможность увеличить экспорт в 5—10 раз в расчете на 1 гектар земли. Государство ничего не получит от внедрения рынка обращения земли, а новые ее владельцы после сдачи ее в аренду будут получать десятки, а затем с течением времени — сотни миллиардов гривен земельной ренты. Это такой сценарий развития событий, который построен на структурном анализе экономики, моделировании взаимодействия основных отраслей по схеме «затраты-выпуск».

Николай КАЛИНЧИК, доктор экономических наук, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ