Со следующего года украинское правительство обещает значительные налоговые льготы для инвестиций в проекты по энергоэффективности и альтернативной энергетике. Такое решение продиктовано необходимостью реализации значительного потенциала возобновляемых источников энергии нашей страны. Ключевую роль здесь играет солнечная энергетика: Украина имеет не только свое «место под солнцем», но и значительные запасы кремния, необходимого для изготовления солнечных панелей, и, что самое главное для инвесторов, перспективный, однако малоосвоенный рынок...
Но могут ли крупные производители фотовольтаники прийти на украинский рынок не только с готовым товаром, но и с инвестициями в создание здесь собственных производственных мощностей? И какие условия нужны международным компаниям, чтобы привлечь их к инвестированию в украинскую экономику? Эти и другие вопросы «День» задал Барбаре РУДЕК — руководителю подразделения солнечной энергетики в Европе компании Sharp. Эта японская компания на сегодняшний день — третья среди наибольших производителей солнечных панелей в мире с 50-летним опытом работы в отрасли фотовольтаники. С целью оценить возможные перспективы нашей страны в солнечной энергетике Барбара на днях впервые приехала в Киев — на Украинский форум по возобновляемой энергетике.
— В Украине сосредоточены значительные технические и ресурсные потенциалы для производства фотовольтаники. Знают ли об этих преимуществах в Sharp и как их оценивают?
— Для нас Украина — очень привлекательный рынок. Хотя наш солнечный бизнес здесь пока отсутствует.
Однако мы ищем новые рынки, где есть стабильные политические условия. Украинская власть заявила о создании таких условий. И мы приехали в Киев, чтобы убедиться, какие именно условия предложат производителям фотовольтаники, насколько они будут надежными.
Пока нас удивило условие использования в продукции не менее 30% материалов и сырья украинского происхождения. Мы понимаем, что таким образом правительство пытается поддержать отечественную промышленность. Но, по нашему мнению, подобное условие существенно замедляет развитие предприятий. Например, Германия не требует обязательного использования местного сырья, а темпы развития отрасли поражают. Германия на сегодня — основной рынок фотовольтаники в Европе.
Но зависеть только от одного рынка — нехорошо. Политика может претерпевать изменений, поэтому мы ищем новые и дополнительные рынки для нашей продукции.
— Рассматривают ли в Sharp возможность выхода на украинский рынок с производственным проектом? Если наше правительство предложит производителям фотовольтаники уникальные условия сотрудничества, можно ли надеяться на их быстрый приход в Украину?
— В среднесрочной перспективе вряд ли. Я бы хотела сказать, что — да. Но — нет...
Хотя никто не знает, что случится через десять лет. Возможно, украинское правительство создаст действительно очень хорошие условия. Но этого нельзя определить в среднесрочной перспективе.
Впрочем, если мы не имеем в той или иной стране производственных мощностей, это еще не значит, что мы не создаем для нее преимуществ. Плюсы от нашего присутствия — это, в первую очередь, развитие рынка, а также рабочие места в лице дилеров, поставщиков и тому подобное. Даже без завода мы можем делать для страны хорошее дело.
Что же касается именно производственных мощностей, то мы в настоящий момент рассматриваем возможность производства кремниевых модулей в Великобритании. Потому что там мы уже имеем собственные мощности по сборке солнечных панелей. В Великобритании мы планируем увеличить их до 500 МВт, начиная со следующего года.
— Насколько, по вашему мнению, процессу распространения оборудования альтернативной энергетики в Украине вредит отсутствие государственных дотаций на их покупку и производство, а также низкая покупательная способность населения? Как, с вашей точки зрения, ситуацию можно исправить?
— Во-первых, необходимо убрать бюрократические преграды. Например, в некоторых странах для установки подобного оборудования необходимо иметь до 25 лицензий. Хотя этот процесс должен быть как можно проще. Так, в Германии бум фотовольтаники произошел благодаря программе государственных стимулов и «Зеленому тарифу», а также уменьшению бюрократических препятствий. Фотовольтаника без государственных стимулов просто не может существовать! Но если эти стимулы есть, в дальнейшем отрасль развивается автоматически...
Наша отрасль сейчас работает именно на снижение цен. А если правительство дает стимулы — растет спрос, что в свою очередь увеличивает производство и снижает цены, — это нормальное повышение эффективности от роста масштабов производства. Это простой механизм, и он работает везде. Поэтому Украине следует также взять его на вооружение.
Кроме того, многие крупные инвесторы сейчас думают, как и Sharp: плохо зависеть только от Европы, главным образом — от немецкого рынка, нужно развивать и другие. И если страна будет стимулировать спрос на фотовольтанику, она сможет привлечь инвесторов. Но при этом перед бизнесом следует выставлять минимальные требования, обязательно нужно продемонстрировать определенные гарантии. Иначе инвестор не придет.
В остальном Украина имеет все условия для успешного развития фотовольтаники. Поэтому все зависит от воли политиков.
— Какой вы видите энергетику Европы в будущем? Какую роль отвели бы Украине: она сможет реализовать свой потенциал по альтернативной энергетике на благо Европы?
— Будущее однозначно за возобновляемой энергетикой. Страны, внедрившие выгодный «Зеленый тариф» (Германия, Италия, Испания и т.д.), уже достигли поразительных результатов.
Что касается весомой роли Украины, то я надеюсь... И верю, что вместе мы сможем сформировать европейское будущее Украины.
Кроме того, ваша страна тоже должна заниматься проблемами климата, энергетической независимости и тому подобное. В Украине должны понять, что если сейчас мир не изменит свою энергетическую систему, то вся планета столкнется с негативными изменениями климата и дефицитом энергии. Эти вопросы нельзя игнорировать — с необходимыми энергетическими изменениями мы уже запаздываем...