Запущенный только 8 ноября газопровод «Северный поток» вчера полностью прекратил прокачку газа в Европу. По официальной версии, «Это краткосрочная приостановка для техобслуживания, необходимого для отладки газопровода на этапе вывода на проектную мощность». И все же не является ли этот эпизод свидетельством зависимости Европы от решений, принимаемых в Москве?
«Россия трансформировала идеологию Северного потока, перепривязав его от Штокмановского месторождения к стареющим месторождениям Западной Сибири и неразработанным месторождениям Ямала, превратив его в проект ведения будущих энергетических войн в Европе, — считает директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар. — Этот маршрут увеличивает возможности России манипулировать объемами, направлениями и ценами экспортируемого газа. А если появится еще и «Южный поток», то это будет вожделенная мечта всех кремлевских лидеров с советских времен, начиная от эпохи позднего Брежнева». По мнению эксперта, Северный и Южный потоки «считают направленными исключительно против Украины, но они точно также обходные по отношению к Беларуси, по отношению к Польше, к Словакии, поскольку исключают транзитную компоненту. Но если «Ямал — Европа» является достаточно логичным проектом с точки зрения коммуникации между ямальскими месторождениями и немецким рынком газа как самая короткая соединительная линия, то вариант прокладки «Южного потока», планируемого где-то в перспективе, подтверждает, что здесь уже и не пахнет экономикой, а имеет место чистая геополитика».
Как видим, разговор о месте нашей страны в энергетике объединенной Европы все сильнее вырывается за стены официальных учреждений и становится предметом дискуссий экспертного сообщества. Вчера в Киеве в рамках «Национального конвента Украины по ЕС» прошли слушания в рабочей группе, посвященные изучению взаимосвязи между вступлением Украины в зону свободной торговли с ЕС и перспективами для отечественного сектора энергетики. В ходе обсуждения шла речь об организации широкой общественной и экспертной поддержки инициативам по модернизации газотранспортной системы Украины при участии ЕС и России, а также о необходимости аналитическо-коммуникативных мер в Украине и в Европе, направленных на всестороннюю экспертную проработку и публичное распространение знаний об этой инициативе. Было отмечено, что энергетический раздел соглашения о ЗСТ является важной частью пакета соглашений об интеграции Украины в совместный энергетический рынок ЕС, в котором устанавливаются рыночные принципы ценообразования и торговли рыночными товарами. Это открывает дверь для проведения структурных реформ в энергетическом секторе Украины и ее полноправного участия в этом рынке, что будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий энергетики и укреплению энергетической безопасности в регионе.
«В рамках европейской интеграции наша ключевая задача, — сказал, открывая дискуссию, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило, — это проведение тех необходимых изменений в энергетическом секторе, которые приближают нас к формату, отвечающему стратегии социально-экономической модернизации».
Говоря об энергетическом блоке в соглашении об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, народный депутат и сопредседатель рабочей группы Конвента Анатолий Кинах отметил, что Украине нужно использовать все возможности, чтобы «не только сберечь, но и упрочить свой статус неотъемлемой слагаемой энергетической безопасности Европы». В то же время, по мнению народного депутата, несмотря на то, что Украина уже ратифицировала энергетическую хартию и является членом Европейского энергетического сообщества, Евросоюз не имеет с Украиной единой энергетической стратегии, начиная с задач диверсификации поставок энергоносителей и до вопросов, представляющих для Украины национальный интерес. «Мы не понимаем, почему в условиях, когда Украина имеет газотранспортную систему, способную транспортировать на границу с Евросоюзом 140 миллиардов кубометров газа, компании, представляющие базовые государства ЕС, являются активными участниками проекта газопровода «Южный поток». Вместе с «Северным потоком» это создает угрозу потери Украиной статуса европейского транзитера».
Напомним, что Украина остается уникальным мостом, соединяющим государства, располагающие большими запасами энергоресурсов, со странами, в которых постоянно растет спрос на эти ресурсы. Причем существующая в стране инфраструктура транспортировки энергоносителей имеет существенные резервы для расширения. Годовая пропускная способность нефтетранспортной системы Украины составляет 121 миллион тонн на входе и 56 миллионов на выходе. Газотранспортная система имеет 37,6 тысячи километров газопроводов различного назначения и производительности, 13 подземных хранилищ газа общей емкостью более 32 миллиардов кубометров. Украина также располагает большим количеством линий электропередач межгосударственного значения, объединяющих нашу страну с энергосистемами не только России, но также Молдовы, Беларуси, Польши, Словакии, Венгрии, Румынии.
Руководитель отдела программ помощи «Энергетика, транспорт и окружающая среда» Представительства Евросоюза в Украине Ханс Райн напомнил, что в 2005 году Украина подписала с ЕС особый меморандум о взаимопонимании в энергетическом сотрудничестве, включая газ, нефть, электроэнергию, энергобезопасность, энергоэффективность и использование возобновляемых источников энергии. Он назвал главными вехами в имплементации этого документа конференцию в Брюсселе в 2009 году, посвященную участию ЕС в модернизации украинской ГТС, и переговоры о вступлении Украины в Европейское энергетическое сообщество. «А то, что мы пытаемся сделать сейчас, в ходе переговоров об ассоциации и соглашении о ЗСТ, — сказал Райн, — будет все это цементировать, позволит сделать шаг в будущее». Благодаря подготовленному соглашению с ЭС, уверен Райн, Украина и дальше будет выглядеть в глазах европейцев «надежным и безопасным энергетическим партнером, надежной транзитной страной».