Весенний день целый год кормит. Чтобы обеспечить всю страну продуктами питания да еще и на экспорт отложить, аграриям одной хорошей погоды мало. Пока должностные лица рапортуют, что засевание украинских нив идет по плану, представители некоторых ассоциаций пугают, что, мол, из-за отсутствия финансов процесс может оказаться на грани срыва.
По данным Министерства аграрной политики Украины, на конец марта всеми категориями хозяйств было засеяно 19% запланированных территорий (871,2 тысячи гектаров ранних зерновых и зернобобовых). Среди них пшеницей засеяно 19 тысяч гектаров (6%), ячменем — 728,4 тысячи гектаров (21%), овсом — 39,9 тысячи гектаров (9%), горохом — 83,3 тысячи гектаров (32%). Это начался так называемый ранний посев. После его завершения будут сеять сахарную свеклу, подсолнух, кукурузу и другое.
На темпах работы в поле отражается финансовое состояние аграриев. Напомним, что накануне посевной министр аграрной политики Юрий Мельник заявлял, что в целом на весенне-полевые работы необходимо 26 миллиардов гривен. Причем четырех миллиардов, то есть почти шестой части нужных средств, тогда не хватало...
Именно конфузы в финансировании полевых работ и вынудили главу ассоциации «Укрмясопродукт» Галину Василик заявить об угрозе срыва посевной. «Прогнозируем, что 20—30% площадей в сравнении с прошлым годом не будут засеяны. Не посеяв сегодня, осенью мы не сохраним урожай, и скот нечем будет кормить, — говорит она и подводит итог: — Вся продукция животноводства окажется под угрозой».
Согласен с непростыми условиями для финансирования посевной и президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко, но до срыва, по его мнению, дело не дойдет. Объяснение этого — наличие иммунитета у крестьян, выработанного за семнадцать лет независимости. «Крестьяне привыкли работать в тяжелых условиях. Есть или нет возможности — нужно сеять, — резюмирует Козаченко. — Две третьих комплекса работ будут выполнены. Но таких стандартов, которых удалось достичь в прошлом году, уже не будет».
Что результат будет не хуже, чем в 2008 году, даже без банковских кредитов, уверен президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Иван Томич. По его данным, посевную закончили в Крыму. На финишный этап вышла Одесская, Николаевская, Херсонская области. Оперативно засевают в Кировограде, Полтаве, Черкассах. Уже начинается посевная в западных областях Украины. Как рассказал «Дню» президент Ассоциации, головная боль для всех крестьян — дизтопливо, а оно сегодня существенно не дорожает. А в январе на складах и в амбарах агропредприятий было больше зерна, чем в отдельные годы в августе. А значит, крестьяне имеют в «запасе» около 20 миллионов тонн зерна, цены на которые в сравнении с концом 2008 года возросли в два раза. Например, почти тысячу гривен стоит фуражное зерно (было до 500 гривен за тонну). Незначительно — до 1200 гривен — выросла в цене пшеница третьего класса, которой у крестьян осталось немного. Продав зерновые, можно получить деньги на посевную. Те, у кого нет в амбарах зерна или денег в кармане, могут рассчитывать на форвардные контракты с Аграрным фондом, уверяет Томич. Особенность форвардных закупок состоит в том, что аграрии заключают договоры на продажу будущего урожая и получают заранее пятьдесят процентов его стоимости (остальное — после сбора урожая). Это позволяет получать деньги на посевную кампанию. Закупка же зерна урожая 2009 года, согласно постановлению Кабмина «О введении государственных форвардных закупок», будет осуществляться по минимальным закупочным ценам.
Но не рассчитывать на форвардные контракты Фонда в горячую пору советует глава парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельным отношениям Николай Присяжнюк. По его словам, правительство выжимает статистические показатели посевной, а об обеспечении аграриев минудобрением, качественными семенами, дизтопливом, не думает.
А если у фермера не хватает собственных средств, то стоит взять кредит в банке с частичной компенсацией процентов за счет государства. Но в бюджете-2009 на удешевление кредитов крестьянам предусмотрено лишь 300 миллионов гривен. Поэтому счастливцев поправить свои финансовые дела за счет государства будет не так и много.
По мнению опрошенных «Днем» экспертов, хорошие новости для украинских фермеров гарантирует привлечение иностранных инвестиций. Согласно подсчетам Козаченко, до 2020 года аграрному сектору потребуется 70—85 миллиардов дол. Из них на земледелие необходимо направить 30—35 миллиардов дол., на пищевую промышленность — 15—20 миллиардов дол., на производство биотоплива — 5 миллиардов дол. Следовательно, ежегодно Украине где-то нужно находить 7—8 миллиардов дол. инвестиций. Интерес к аграрному сектору длительное время демонстрируют немецкие и русские бизнесмены. Следом за ними «поверить» в украинских крестьян в этом году обещает Европейский банк реконструкции и развития. В выращивание зерновых, подсолнуха, в молочный сектор и розничную торговлю банк готов в целом инвестировать 220 миллионов евро.
По мнению Присяжнюка, спасение украинского агробизнеса станет возможно после выработки стратегического видения дальнейшего развития отрасли. «Правительство должно сказать, какая форма ведения хозяйства в селе приоритетна для государства», — объясняет он.
Наверное, о необходимости стратегического видения развития села думало и правительство, которое постановлением №264 от 11 марта позволило аграриям расходовать государственные деньги только на закупку отечественной техники. Такой шаг, как считает Томич, безусловно будет способствовать отечественному машиностроению. Но выиграют ли от этого крестьяне? «Ситуативная обстановка кризиса и поддержка машиностроителей вполне понятна. Но нельзя все и вся однозначно запрещать», — говорит он «Дню». Так, по словам Томича, сегодня в стране действительно производится сельскохозяйственная техника, которую аграрии могут покупать. Но она не вся выдерживает конкуренцию по качеству. Иногда нужно покупать машины или оборудование, которое вообще не производится в стране (например, камеры для хранения овощей, фруктов в плодоовощных хранилищах, овощные комбайны для сбора томатов). «Серьезные проблемы и с тракторной группой и комбайнами», — констатирует Томич. Поэтому он предлагает правительству четко определить перечень техники, которую нельзя покупать за бюджетные ресурсы.