Верховная Рада сегодня должна утвердить правительство народного доверия, а не техническое как это планировалось раньше.
Учитывая состояние государственного бюджета, курс в обменниках, график и суммы возвращения долга, покупательную способность нашего населения и индекс промышленного производства — цена ошибки в подборе премьера очень высока. Как минимум — дефолт, максимум — Майдан.
Полностью логично, что кого бы сегодня не избрали кандидатом на должность премьера, он должен выйти к трибуне и представить свою программу преодоления экономического кризиса: как наполнять бюджет, когда и чем отдавать долги, как и под что привлекать инвестиции, кто из производителей и почему получит дотации от государства, и тому подобное. Лишь после этого голосование можно будет считать хотя бы легитимным.
Почему депутаты всё же отказались от ранее озвученной идеи сформировать «технический» Кабмин, непонятно. На каком этапе это произошло? Какие «другие» критерии перевесили? Чётких объяснений в зале ВР не прозвучало. Было лишь эмоциональное выступление внефракционного депутата Инны Богословской о «аморальных торгах»...
Учитывая процесс отбора в КМУ, детали которого всплывают в СМИ и соцсетях, пока что парламент делает ту же ошибку, на которой погорели предшественники: в кресла правительства садятся «свои», вместо «наилучших».
На выходе состоянием на вчера мы имели две «рамки» отбора нового Кабмина: «майдановская» (ни один из министров или премьер не должен входить в ТОП-100 самых богатых украинцев, иметь 7 лет опыта работы в отрасли, 5 из которых — на руководящей должности, не быть замешанным в коррупционных схемах и не занимать государственные должности с 2010 года) и «парламентская». Первая — неоднородная и маловлиятельная. Парламентская же — непрозрачная, не имела чёткого перечня требований и постоянно «корректировалась»... На время подготовки материала к печати, в «парламентскую» рамку точно не проходили лишь представители Партии регионов. И то, потому, что они сами так захотели. «Мы готовы сделать со своей стороны всё возможное и помочь ныне действующей власти сформировать правительство, но без нашего участия, проголосовать за людей, которых они предложат», — заявил лидер фракции ПР Александр Ефремов.
Увидим ли мы в креслах министров кого-то из представителей предыдущего Кабмина — неизвестно. Накануне бывший первый вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов предложил «свой опыт и знания» новой власти. Но на его заявление уже бывшие оппозиционеры никак не отреагировали.
Если ВР захочет продемонстрировать, что он действительно «с народом», то «опыт» и «знания» Арбузова в новом Кабмине точно не будут востребованы. Так же, как и — Петра Порошенко, Михаила Згуровского, Бориса Тарасюка... Последний, кстати, в «майдановскую» рамку проходил. Но буквально вчера в соцсетях началась активная кампания против Тарасюка на должности министра иностранных дел.
Как писал «День» (Почему ВР затягивает с премьером?» от 26 февраля 2014 года), майдановцы существенно смешали карты парламентариям. Именно поэтому процесс принятия решений с назначением КМУ, по версии экспертов, так затянулся. Хотя есть и другая версия, более прагматичная: идут торги.
ГОЛОС ИЗ «ФЕЙСБУКА»!
Святослав ПАВЛЮК, эксперт из Ассоциации Energy Cities:
— Я только что понял почему мне плохо от дискуссий о новых министрах в интернете. Вопрос не в том, кто имеет заслуги перед Родиной или отдельными личностями, и достоин получить в награду призовую игру — порулить министерством. Это не призовая игра и цена вопроса не деньги, а судьба страны. Жёсткое противостояние с Россией и борьбу за благосклонность перепуганных граждан-москвофилов нельзя выиграть жёсткой силой, ее нужно выигрывать умом, потому что целью Новой Украины является не наказать нелояльных, а сделать из них патриотов, которые будут горды за свою страну. И в конечном итоге — главное — сделать жизнь всех граждан достойной. Так произойдёт, когда жить в Украине будет легче, безопаснее, приятнее, тогда не будет потребности искать возможности получить второй паспорт Румынии, России, Польши или Венгрии. Так произойдёт, когда органы власти будут быстрыми, профессиональными, оправданными, дружественными.
Так вот, доныне ни оппозиция, ни Общественный Совет, ни кто-либо другой не говорит о том, ЧТО именно будет делать новый кабмин и каждое из министерств. Среди критериев является важным понимание кандидатом:
— что будет делать учреждение;
— какая будет программа действий руководителя;
— как он/вона видит аппарат «своего» ЦОИВ (центрального органа исполнительной власти);
— какие приоритеты на ближайшие 2—3 месяца и почему;
— какие законодательные акты нужны;
— какие функции следует отменить, какие передать другим, какие востребовать и свести воедино.
А тогда уже имея понимание, что нужно делать — подбирать кандидатов по критериям добропорядочности, иначе будем иметь шеренгу ребят, которые не крадут и ничего не делают. Недостаточно быть патриотом, нужно быть ещё и специалистом!
Вообще, стоит сделать конкурс — кто хочет на должность, что хочет делать, а тогда и всякие другие критерии.
Иначе это — профанация и трагедия, потому что придут революционеры, которых бюрократия слопает на третий месяц, или хапуги, которые вовсе не для реформ туда идут.
К тому же — структуры и партии, претендующие на портфели, должны иметь общую программу действий, нужно чёткое понимание реформы ЦОИВ, отмена перекрёстных функций, есть ряд ЦОИВ которые банально нужно расформировать.
Кто-то что-то слышал о содержании реформ, которые нам предлагают провести?