Этот материал хотелось бы начать с известной поговорки, определяющей конечную судьбу преступников: сколько веревочке ни виться... И действительно, в среду в Украину, но почему-то не из Венгрии, где он был задержан, а из Чехии экстрадировали бывшего народного депутата Украины Александра Шепелева с супругой Галиной. В Киеве, как сообщили в Генпрокуратуре, их ожидали в четверг, чтобы доставить в суд для избрания меры пресечения. Будем надеяться, что по дороге ничего не случилось, и чета уже в столице... Но конец истории мы, похоже, узнаем еще не скоро.
И это очень беспокоит экс-заместителя председателя правления «Родовідбанка», а ныне заместителя главы правления банка «Союз» Сергея Дядечко. На него, как он рассказывает, уже было совершено два покушения. Ждать ли третьего? Описывая выявленные схемы, по которым Шепелев якобы присвоил и вывел из «Родовідбанка» за границу огромные суммы, Дядечко уточняет, что в этом деле нет никаких политических акцентов и нюансов. Верит ли он в это? Достаточно сказать, что дважды бютовский и одноразовый региональный законодатель Шепелев практически добровольно возвращается в Украину — на его первое обращение в венгерский апелляционный суд он получил отказ, а свое второе обращение неожиданно решил отозвать. (Не получил ли от кого-то в Украине гарантии?)
Так что у Дядечко есть причины для опасений. 25 марта он направил председателю Верховной Рады Украины, премьер-министру, Генеральному прокурору и министру внутренних дел обращение относительно возвращения Шепелева в Украину (оно именно так и называется). В нем подчеркивается, что по трем криминальным делам три украинских суда, независимо один от другого, уже определили меру пресечения экс-нардепу — содержание под стражей (теперь этот вопрос будет решаться в четвертый раз). Дядечко отмечает, что Шепелев пытается «избежать правосудия, используя свои финансовые ресурсы, деловые связи и коррупционные схемы».
«Все эти годы я боролся за собственную жизнь и не собираюсь сдаваться», — пишет «счастливчик», дважды избежавший смерти в результате покушений, заказчиком которых он считает Шепелева, и обращается к власти и правоохранительным органам с просьбой обеспечить прозрачный, справедливый и объективный судебный процесс. А в беседе с журналистами он сказал: «Я обращаюсь к общественности, потому что боюсь повторения истории, которая была в 2006 году, когда с трибуны Верховной Рады министр внутренних дел господин Луценко заявил, что дело полковника Ерохина раскрыто, организаторы задержаны, исполнители задержаны. Заказчиком преступления является народный депутат от БЮТа на букву Шэ». Дальше этого заявления дело не пошло, рассказывает Дядечко. «Моей жизни угрожает опасность, поэтому я представляю вашему вниманию даже больше, чем можно было бы представить в ходе следствия. Но я боюсь повторения прецедента с полковником МВД Ерохиным: в деле о его убийстве заказчика до сих пор нет».
Журналистам Дядечко демонстрирует подробную схему, благодаря которой Шепелев якобы сумел вывести из «Родовідбанка» $25,8 миллиона, выделенных государством на рекапитализацию банка. В результате эти средства попали на счета компаний Галины Шепелевой в швейцарском банке Pictetand Co. Дядечко надеется, что генеральным прокуратурам Украины и Швейцарии удастся арестовать эти средства и вернуть их в бюджет Украины. Кроме того, Дядечко утверждает, что, как ему известно, у Шепелева изъято огромное количество записей его разговоров с политиками, государственными чиновниками, бизнесменами, работниками правоохранительных органов. «Там, — говорит банкир, — вся правда об обстоятельствах дел по «Родовідбанку», а также о других преступлениях, в которых принимал участие Шепелев и его собеседники». «Я очень надеюсь, что эти записи внимательно изучат и сделают правовые выводы», — отмечает Дядечко.
Он рассказывает о покушениях на свою жизнь. Первое произошло два года назад, 19 марта 2012 года, на окраине Киева. Тогда по его машине было выпущено 26 пуль из автомата. Второе покушение было предпринято летом 2013 года с помощью правоохранительных органов России. В Северо-Кавказском федеральном округе сфальцифицировали уголовное дело и объявили Дядечко в международный розыск, намеревались затем доставить его в тюрьму в Чечне, где планировалось его устранить. На эту операцию якобы было потрачено $1,2 миллиона со счета родственника Шепелева Александра Касьянова.
Естественно, Шепелев категорически опровергает все подозрения и обвинения в свой адрес и, похоже, ведет против опасного свидетеля информационную войну. В интернете можно найти немало материалов, в которых именно Дядечко, правда, без особых доказательств выставляется в числе виновников того, что случилось с «Родовідбанком» и его ограбленными акционерами и вкладчиками. Намек на такую версию прозвучал и со стороны журналистов. Но Дядечко парировал. По его словам, в «Родовідбанке» ему принадлежало 60% акций, и именно он больше всего страдал от воровства.
Журналистам продемонстрировали видеоролики с показателями свидетелей. Особенно впечатлили заявления киллера Сергея. «Что вы признали в предыдущем судебном процессе?», — спрашивает у киллера интервьюер. «Я признал в суде, что я выполнил по заказу Александра Александровича Шепелева два преступления. В 2002 году он заказал угон автомобиля «мерседес» у соучредителя его банка. Я выполнил это. Второе — это покушение, убийство донецкого банкира Кириченко. Это он тоже заказал в 2003 году. Деньги я получал по его указаниям в кассе банка «Донкредитинвест» в городе Донецке. То есть на оплату этих преступлений. Из-за чего убийство? Это просто был очень конкурентоспособный банк. А Кириченко — председатель правления банка». «Я раскаялся, — продолжал киллер Сергей, — мне вынесен приговор Ворошиловским судом. Я отбываю (наказание. — Авт.)».
Но вот что вызывает недоумение. На этом видео — вход в Шевченковский суд г.Киева, из которого выходит заключенный и его охрана. И у него беспрепятственно берут интервью, что в принципе невозможно и является преступлением со стороны охраны. К тому же арестованных привозят в этот суд, как правило, совсем к другому входу, где никто из посторонних не может их видеть, а тем более — общаться с ними. Конвой никогда не состоит из бойцов «Беркута», как в этом случае. И даже в здании суда, а не то что во дворе, в метре от заключенного никто из посторонних никогда не проходит — все окружающее пространство охрана освобождает...
Под впечатлением этого видео «День» спросил у Дядечко, приходилось ли ему в ходе его расследования платить за доказательства. «Мне приходилось платить исключительно европейским детективным агентствам и международным организациям, которые занимались его (Шепелева. — Авт.) розыском и розыском его денег, — ответил банкир, — я не платил никаким украинским журналистам для каких-либо интервью или еще чего-то, потому что на тот момент они были для меня абсолютно непринципиальны, потому что Шепелев был в Венгрии, и ему собирались предоставить политическое убежище. И все мои усилия были направлены только на то, чтобы он не получил его и не смог уйти от правосудия. Эти интервью были взяты полгода тому назад и не были на тот момент для меня настолько актуальны. Я позже их увидел и, соответственно, нашел». Отвечая на вопросы журналистов, Дядечко заверил, что у него есть все первичные документы, подтверждающие истинность его слов и представленной схемы, включая любые выписки, платежки, трастовые декларации.
И еще один вопрос «Дня»: «А ваши личные деньги в «Родовідбанке» не пропали?» — «Часть из них пропала, порядка 10 миллионов долларов, — сказал Дядечко. — Они до сегодяшнего момента на счетах других юридических лиц, и я не имею возможности ими пользоваться».