Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В Украине зарождается новый класс

О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств
24 марта, 2015 - 11:09
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Во второй декаде апреля, когда Верховная Рада Украины снова соберется в сессионном зале, страна может получить первую реальную и, главное, эффективную реформу, способную в буквальном смысле преобразить наше село. Речь идет о принятии во втором чтении законопроекта №1599 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств».

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Украинский аграрный сектор, как известно, производит примерно 8% ВВП и создает рабочие места для трех миллионов человек или 15% занятого населения страны. Считается, что наша квалифицированная и недорогая рабочая сила определяет конкурентные преимущества по сравнению с европейскими производителями, а также сельхозпредприятиями стран СНГ. Однако, как отмечают ученые, рост доли сельского хозяйства в ВВП обеспечивается не только развитием нашего сельского хозяйства, но и падением практически всех других отраслей экономики. По словам генерального директора компании «УкрАгроКонсалт» Сергея Феофилова, одна, причем любая, отрасль не сможет вытянуть всю экономику. Стратегия украинского агросектора за последние 20-25 лет, по его словам, себя исчерпала, поскольку сводилась к постоянному расширению бизнес-империй — аграрных холдингов.

Принятие названного закона закладывает основу для другой, более демократичной стратегии, направленной на то, чтобы придать агросектору второе дыхание путем преобразования миллионов так называемых единоличных крестьянских хозяйств в семейные фермы. «В европейской практике сельскохозяйственного производства все построено на семейных фермах. И если мы задекларировали движение в Европу, то, думаю, мы должны перенимать самый передовой европейский опыт», — говорит заместитель министра аграрной политики и продовольствия Владимир Лапа.

По его словам, в законе дано есть несколько принципиальных новаций. Это определение семейного фермерского хозяйства и максимальной площади его земельного участка, предоставление таким хозяйствам стартовать с обработки земли, имеющейся в единоличном хозяйстве, а уже потом приобретать паи или брать землю в аренду. «Таким образом, мы обеспечиваем трансферт от личного крестьянского хозяйства к более организованной форме — к семейной ферме, — подчеркивает Лапа и продолжает: — Для семейных ферм предусмотрена возможность работать не в статусе юридического лица, а в статусе физического лица-предпринимателя, что позволяет использовать преимущества упрощенной системы налогообложения».

В «ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОМ» ДОСТУПЕ

Заместитель министра рассказывает о планах по дальнейшему развитию движения семейного фермерства. В парламенте уже зарегистрирован законопроект №1600, позволяющий внести изменения в Налоговый кодекс, благодаря чему семейные фермы будут пользоваться льготной системой налогообложения согласно четвертой группе единого налога. Следующий шаг — это принятие закона о локальных аграрных рынках (он сейчас отрабатывается), который даст таким производителям доступ без всяких посредников к конечному потребителю, что «позволит им иметь лучшую цену на рынке». Лапа обещает, что в ближайшие недели общественность сможет ознакомиться с этим документом. Разрабатывается также новая редакция закона о государственной поддержке сельского хозяйства, в котором будут предусмотрены для домохозяйств и семейных ферм эффективные инструменты. Предусмотрен упрощенный «полуавтоматический» доступ таких семейных ферм к государственной поддержке через создание, как в Евросоюзе специальных учреждений — «выплатных агентств». Им не будут на каждом шагу и из-за каждой копейки докучать контролеры — предусмотрена также система упрощенного финансового контроля.

«Мы хотим, — отмечает заместитель министра, — чтобы вначале в каждом населенном пункте было две-три семейные фермы. Если мы достигнем этой цели, то украинское село будет жить — это будет предпринимательская база для того, чтобы сохранить всю структуру сельской местности в Украине». Он уверен, что уже в этом году будут созданы все законодательные условия для развития таких хозяйств. И с 2016 года соответствующие программы можно будет запускать в действие. Потому что общество, особенно мелкий бизнес и сельское население устало ждать, когда государство начнет о них заботиться. «Мы рассчитываем, что внедрение и развитие таких программ до 2025 года позволит увеличить валовую продукцию агропромышленного комплекса на 10%, — прогнозирует специалист и добавляет: — Эта цифра говорит сама за себя».

В Украине сегодня почти 4,7 миллиона «единоличников», отмечает один из авторов законопроекта №1599 народный депутат Вадим Ивченко. Но все они разнородные. Если у бабушки одна корова, то у молодых семей может быть от трех до шести. У них также может быть и тепличка. За продукцией к ним приезжают покупатели из города, которых интересуют творог, молоко, яйца, ранние овощи. Эти люди уже переросли «маленьких единоличников». Народный депутат подчеркивает: минус таких хозяйств в том, что они не могут выйти на организованный рынок, поскольку официально не имеют статуса товаропроизводителя, а потому не могут продавать свою продукцию перерабатывающим и заготовительным предприятиям. Не подходит им и статус юридического лица — не хотят, да и не могут возиться с уставами, с бухгалтерским учетом и налоговой отчетностью.

БЕЗ ПОСРЕДНИКА

Такие единоличники, а по нашим расчетам это 700 тысяч семей, в среднем каждая восьмая, отмечает народный депутат, могут создавать семейные фермы. Сегодня они считаются «самозанятыми» и полностью лишены социальной защиты. «Создание семейных ферм даст им социальные блага, возможности доступа к кредитным ресурсам и государственной поддержке», — уверен народный депутат. Кроме того, по его мнению, с принятием названного закона на селе будет устранен посредник, который сегодня скупает за бесценок всю продукцию индивидуальных хозяйств и продает ее по высоким ценам. На овощах цены поднимаются почти в четыре раза, на молоке и мясе — в 2,5 раза. А еще посредники, оформленные как общества с ограниченной ответственностью, имеют спецрежим по НДС, аккумулируют этот налог, а потом его себе возвращают. Они не являются производителями, но пользуются «льготами и благами», — подчеркивает Ивченко.

Президент Союза фермеров и частных землевладельцев Иван Томич и сам уже 27 лет ведет семейное фермерское хозяйство. Он рассказывает, что в Украине сегодня 39,4 тысячи фермеров. Но из-за серьезных экономических трудностей с 2009 года 14% фермеров бросили это занятие. Томич оценивает потенциал семейного фермерства в 60% всей продукции агросектора, а по некоторым показателям и намного выше. По картофелю — 97—99%, по овощам около 90%, по молоку — около 80%. Каким должен быть земельный надел семейной фермы? Томич рассказывает, что в среднем в европейских странах он составляет 15 гектаров. В Польше — 11 гектаров, в Румынии — 3,5, в Молдове — 1,5 гектара. Лидер фермерского движения в Украине цитирует актуальные для сегодняшней нашей ситуации слова теоретика и организатора модерного земледелия Евгения Храплывого, который писал, что «мелкий производитель самый лучший защитник своей земли и своей страны».

ПЛОСКОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ

Но, одобряя этот закон, президент фермеров не питает беспочвенных иллюзий. Он напоминает, что они были тогда, когда принимался закон об индивидуальном сельском хозяйстве. «Кому он в чем-то помог? — задает риторический вопрос Томич, — Потому что ни одно из наших правительств не разработало программы, поддерживающей и развивающей этот закон. Она, как предусматривалось, должна была появиться через шесть месяцев после принятия этого закона, который, вопреки моим предложениям, не стал документом прямого действия». Томич предлагает сформировать дорожную карту поддержки и развития в Украине класса семейных фермерских хозяйств. Он также призывает решить проблемы, связанные с кооперацией на селе, поскольку мелкие производители не смогут формировать товарные партии, чтобы выходить на внешние рынки, конкурировать с монополистами, противостоять коррупции и криминалу, зачастую господствующим сегодня на аграрных рынках.

Опасается излишних иллюзий и экс-министр агропрома Игорь Швайка. Отвечая на вопрос «Дня», он сказал: «Законопроект сформулирован в нужной плоскости, на самом деле регулирование таких отношений необходимо. На самом деле законодательство об индивидуальном хозяйстве было мертворожденным и, по сути, не работало. Но моя оценка этого закона такая: он является фрагментарным и не вписывается в общую систему, поскольку ее и не существует ни у министерства, которое стало министерством агрохолдингов, ни у парламента, парламентского большинства. И, пытаясь очень осторожно заглянуть в послезавтрашний день, я вижу, что на словах правильный и поддержанный большинством закон практически не зайдет в плоскость выполнения. Это будет не вина авторов законопроекта. Просто они не подумали о будущем и не смогли спрогнозировать, что нужно от министерства, обладминистраций, госбюджета, целевых программ. То есть, по сути и статус и слова правильные, а по факту ситуация не изменится. А если и улучшится, то лишь руками некоторых народных депутатов, авторов и энтузиастов этого закона, которые найдут финансирование для отдельных предприятий в своих округах или на основе грантовых проектов, но это будут всего лишь точечные вливания, которые будут давать не более чем сигнал, как нужно делать, чтобы семейные фермы начали работать массово».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ