Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В «Укравтодоре» вспомнили о... магдебургском праве

Со следующего года местная власть получит на ремонт 117 тысяч километров дорог деньги и даже ремонтные бригады
14 августа, 2013 - 13:19
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Со следующего года украинские дороги ждет новая реформа. 117 тыс. километров автодорог местного значения «Укравтодор» передаст в управление облгосадминистраций. В своем же подчинении автодоровцы оставят 52 тыс. километров дорог государственного значения. Как надеются в «Укравтодоре», такие изменения дадут местной власти возможность самостоятельно принимать решения относительно оптимального распределения ресурсов на ремонт с учетом особенностей регионов.

«Это принцип, который есть в управлении дорогами в подавляющем большинстве европейских стран и даже у наших северных соседей — Беларуси и России, — констатирует председатель «Укравтодора» Евгений Прусенко. — Неправильно, когда решения относительно ремонта того или иного участка дорог между селами любой области принимаются в Киеве. И ресурс распределяется в Киеве».

Вместе с самими дорогами местной власти обещают отдать и поступления на их ремонт и даже сами ремонтные бригады. По плану, уже в следующем году они должны отремонтировать 7 тыс. 700 километров автодорог местного значения. По предварительным подсчетам, ремонт будет стоить немного более 10 млрд грн.

При этом в Украине, по словам главы «Укравтодора», свыше 2 тыс. км дорог, которые уже не подлежат ямочному ремонту. «Это такие дороги, на которых уже никакой ямочный ремонт не поможет. Там нужно полностью менять покрытие. В настоящее время изыскиваются дополнительные ресурсы, чтобы эти работы срочно выполнить. Но понятно, что это будет полумера. Кардинально ситуацию нужно будет менять в следующем году», — признается Прусенко.

Реконструкцию же всех автодорог страны «Укравтодор» оценивает в 500 млрд грн. При этом в прошлом году на эти цели потратили лишь около 7 млрд.

КОММЕНТАРИИ

Евгений ЧЕРВОНЕНКО, экс-министр транспорта (2005), экс-глава Запорожской облгосадминистрации (2005—2007):

— Это позитивная идея, которая уменьшает коррупционную составляющую. Ведь когда губернатор на месте, то ему виднее, на какие дороги и сколько денег тратить. Раньше все определяли и утверждали высшие чиновники в Киеве: куда тратить деньги, каких подрядчиков нанимать. Теперь начальник местного автодора полностью подчиняется губернатору. Украсть много уже не получится, потому что народ ближе и спросить с него легче, потому что все знают, что деньги на строительство дорог в руках местной власти. Главное, чтобы средства выделялись пропорционально количеству дорог, которые находятся на содержание областной администрации. В автодоре в настоящий момент на счетах — свыше девяти миллиардов гривен, но реально казначейство не отдает эти деньги. Кроме того, состояние дорог у нас такое, что за год-два вопрос относительно восстановления нормального состояния дорог у нас не решится. Я очень боюсь, что с дорогами у нас будет катастрофа. Процент заплат и ямочного ремонта превысил норму.

Владимир ГРОЙСМАН, городской голова Винницы:

— Такая децентрализация будет позитивной. Когда это сконцентрировано и управляется из Киева, а территории не могут влиять на решение — это неправильно. Единственный вопрос, который осталось решить, как будут распределяться под этот объем работ. Областные государственные администрации и областные бюджеты необходимо обеспечить ресурсом для того, чтобы была возможность ремонтировать и содержать дороги. Как показывает европейский опыт, децентрализация всегда уменьшает коррупцию и злоупотребление. Уже доказано европейским опытом, что на местном уровне ресурсы используются на 30% эффективнее, чем если бы они были централизованными. Если передадут полномочия и ресурсы, которые можно будет направлять на дороги, то ситуация улучшится. Думаю, что в перспективе сами администрации будут делегировать определенные функции по ремонту и содержанию дорог районным администрациям, территориальным общины. Это было бы еще эффективнее. Чем ниже — тем лучше.

Петр ШКУТЯК, депутат Ивано-Франковского областного совета, член комиссии облсовета по вопросам бюджета, финансов, налогов и инвестиций:

— Теперь местные администрации будут иметь больше влияния на проведение дорожных работ. Но все равно будут перекосы. Одним населенным пунктам будут давать больше денег, другим меньше, в зависимости от симпатий губернатора к тому или иному руководителю.

Петр АДАМИК, депутат Львовского городского совета, член комиссии коммунального имущества и собственности:

— Местное руководство намного лучше знает, на что нужно тратить деньги. Ведь сейчас все выглядит таким образом, что центральная власть собирает гривню налогов у львовян, а отдает назад 22 копейки. Часть из собранных денег возвращает в виде субвенций. Например, дают деньги на стадион. А мы говорим: «Спасибо, но нам стадион не нужен. Нам нужны новые трубы, дороги, транспорт». С этим же решением по передаче дорог в подчинение обладминистраций. Сначала говорилось, что эти функции напрямую передадут местным общинам, и они сами будут решать, что для них актуально. Но вместо этого выделением средств на дороги будут руководить губернаторы и ничего систематически не изменится. Скорее всего, просто перебросят ответственность за дороги на губернаторов, не дав им полномочий.

На сегодняшний день налогов на обслуживание дорог, которые мы платим в виде акциза на бензин, должно было быть приблизительно 40 миллиардов гривен. Но почему-то их собирают всего в размере семи миллиардов гривен. И даже уже прописанные ассигнования сейчас казначейство выдает с большим трудом. Платежи задерживаются на три-четыре недели.

Кроме того, сами же суммы, которые на данный момент выделяются на ремонт дорог, являются незначительными по сравнению с потребностью. Так, для обновления дорожной сети Украины, по оценкам самого Укравтодора, необходимо более 500 миллиардов гривен, а в следующем году планируется выделить в 50 раз меньше.

Петр ДЕМЕНТЬЕВ, начальник отдела транспорта и связи Управления промышленности и развития инфраструктуры Херсонской облгосадминистрации:

— На наш взгляд, такая инициатива сегодня уместна и необходима. На месте лучше видно, какие автодороги нуждаются в незамедлительном ремонте, соответственно, появится возможность быстрее направлять средства на эти работы. На год можно будет точно запланировать объемы работ по конкретным отрезкам. Особенно это касается подъездов к отдельным населенным пунктам, с которыми нужно возобновить удобные пути сообщения. Пока еще не определенно, какое именно подразделение ОГА будет заниматься этим спектром работы, но мы уже готовимся к приему дорог в наше ведомство. Механизм передачи разрабатывается в Кабинете министров, и как только все будет готово, мы приступим к юридическим аспектам и собственно к работе над дорогами местного значения. Сегодня есть немало проблем в этой отрасли, поэтому такая реформа, думаю, даст позитивный результат. Надеюсь, что финансирование из государственного бюджета будет приходить вовремя, а уже в области можно будет подключить местные бюджеты: как областной, так и конкретного населенного пункта, на территории которого будут выполняться ремонтные или строительные работы.

Алла ДУБРОВЫК, «День»; Алексей САВИЦКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ