Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Валерий МАЗУР: «Структура экспорта металла усиливает наших конкурентов»

4 октября, 2004 - 19:29

Собеседник «Дня» Валерий МАЗУР — человек широко известный в кругах промышленников. Окончив Днепропетровский металлургический институт по специальности инженер-металлург, он работал в шести правительствах Украины, возглавлял Министерство промышленности. Сегодня Валерий Леонидович Мазур — доктор технических наук, профессор, член-корреспондент НАН Украины, вице-президент Ассоциации предприятий черной металлургии, главный научный сотрудник Физико-технического института металлов и сплавов НАНУ, член Совета по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины, заслуженный деятель науки и техники Украины.

— Ситуация в отечественной металлургии сегодня волнует многих. Как долго будет расти в мире спрос на металлопродукцию и, как следствие, продолжится рост цен на металл?

— Ретроспективный анализ свидетельствует, что изменение цен на мировом рынке металлопродукции носит волнообразный, синусоидальный характер. Сегодня спрос на металл и цены на него находятся на гребне волны. Это обусловлено многими факторами. Во-первых, металл пока не нашел должной замены другими материалами и композитами как в машиностроении, строительстве, так и в других сферах промышленности. Во-вторых, рост цен на землю в большинстве государств, дефицит земель под гражданские и промышленные сооружения потребовал разработки и внедрения новых технологий в строительстве, которые, в свою очередь, привели к увеличению потребления металла при возведении объектов повышенной этажности.

Наконец, экономически развитые государства, решая свои экологические проблемы, стремятся ликвидировать производства, загрязняющие окружающую среду и создающие другие экологические проблемы. Черная и цветная металлургия, горнорудное производство, химическая промышленность, к сожалению, относятся к таким производствам.

— Одним из эффективно работающих предприятий в отрасли является горнометаллургический комбинат «Криворожсталь». Чем обусловлены его успехи?

— Ни для кого не секрет, что основы эффективной работы «Криворожстали» после обретения Украиной независимости были заложены в 1996—1997 годах. Именно в этот период были достроены и введены в эксплуатацию два новых современных мелкосортно-проволочных стана, и, подчеркиваю, самое главное — это то, что к металлургическому заводу «Криворожсталь» были присоединены Криворожский коксохимических завод и Новокриворожский горнообагатительный комбинат (НКГОК). В результате завод «Криворожстал» был преобразован в мощный горнометаллургический комбинат, который теперь имеет собственное железорудное сырье и собственное производство кокса. Таких предприятий в мире я больше не знаю. Эти преобразования были начаты в то время, когда премьер-министром Украины был Евгений Марчук. Мне довелось тогда возглавлять Министерство промышленности Украины. Генеральным директором «Криворожстали» тогда работал В. Севернюк.

— Считаете ли вы, что прибыль от продажи металлопродукции за рубеж «растворяется», не доходит до бюджета Украины?

— Сегодня в Украине, как и в России, работает система экспорта любой продукции, не только металлургической, которая весьма прибыльна для владельцев предприятий и неэффективна для государства. Об этом все знают и в Верховной Раде, и в правительстве, и в Налоговой администрации Украины: никаких секретов я не раскрываю. А суть схемы состоит в том, что завод готовую продукцию продает на экспорт с минимальной для себя прибылью посреднической структуре, владельцем (или владельцами) которой является владелец (владельцы) завода, т.е. продает продукцию на экспорт сам себе. А далее эта посредническая структура продает металл уже реальному потребителю. В итоге вся прибыль остается у владельца завода, но уводится из Украины. Поэтому и получается, что на строительство непрерывной разливки стали на комбинате «Криворожсталь» не было денег.

— Насколько эффективна сегодня в Украине структура экспорта металлургической продукции?

— На мой взгляд, она неэффективна. Сегодня Украина экспортирует в год примерно 10 млн. т заготовки и около 2 млн. т металлолома. Экспортируются также кокс и железорудное сырье. В экспортируемых 10 млн. т заготовки мы теряем примерно 700 тыс. тонн оборотного металлолома. Конечно же, для отрасли и государства в целом было бы лучше сократить экспорт заготовки, перерабатывать ее у себя и продавать уже конечную металлопродукцию — арматуру, катанку и т.д. А получается, что, экспортируя громадные объемы полуфабриката, мы сами плодим за рубежом конкурентов для экспорта готовой продукции. К тому же, при таких объемах экспорта металла следует учитывать, что уменьшается металлофонд нашего государства. А это уже вопрос стратегический.

— Как вы относитесь к приватизации Одесского припортового завода?

— Ваш вопрос частный, но он затрагивает проблему эффективности процесса приватизации предприятий в Украине в более широком смысле. Моя точка зрения такова: применительно к подобным объектам вначале нужно спрашивать себя — а зачем вообще нужно приватизировать эффективно работающие государственные предприятия стратегического значения. Для наполнения бюджета? Да, бюджет наполнять нужно. Но если продажная цена завода равняется прибыли, получаемой от его деятельности примерно за один год или раньше, то зачем вообще сейчас продавать такой завод или комбинат? Ведь государству выгоднее оставлять его в своей собственности. Суммарная прибыль будет для государства большей. При этом государство будет продолжать контролировать определенное стратегическое направление на соответствующем мировом рынке.

Применительно к вопросу о приватизации Одесского припортового завода нужно учитывать следующие аспекты. Во-первых, Одесский припортовый завод включает в свой состав порт, а морские порты по законодательству Украины не подлежат приватизации. Можно, конечно, порт отделить от завода в самостоятельное предприятие. Но зачем это делать? Кому от этого будет лучше? Ведь порт обслуживает только завод. Зачем плодить новую организацию и создавать еще одну административную надстройку?

Во-вторых, Одесский припортовый завод является последним и решающим звеном в цепи химических заводов России и Украины, производящих и экспортирующих аммиак. В терминалах Одесского припортового завода заканчивается амиакопровод, идущий из Тольятти в России через всю Украину к Черному морю. Работа амиакопровода и терминала по хранению и перегрузке аммиака на танкеры приносит постоянную прибыль Украине. Здесь задействованы не только экономические, но и политические интересы России и Украины. Приватизация Одесского припортового завода легко может нарушить баланс интересов Украины и России в области экспорта аммиака на мировые рынки сбыта. Третье — это то, что отношение к аммиаку должно быть очень трепетное, поскольку аммиак — это не совсем безопасный для окружающей среды и населения газ. Таким образом, распоряжение Президента Украины о приостановке приватизации Одесского припортового завода своевременно со всех точек зрения. Можно понять политиков, которые считают, что продажа Одесского припортового завода — это преступление перед нацией.

Ольга ФЕДОРОВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ