Четыре с половиной месяца тому назад, а точнее — 1 января этого года, в Украине вступили в силу положения Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования администрирования налогов и сборов». В частности, эти изменения предполагали возвращение финансового векселя в состав инструментов, с помощью которых может оформляться бюджетная или другая задолженность. Тем не менее вексель в Украине все еще вне закона, поскольку законодатели не детализировали многие положения обращения этого финансового инструмента. 18 апреля украинский парламент принял в первом чтении проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры по финансовым векселям».
Можно ли считать этот законопроект первоочередным? Однообразного ответа на этот вопрос нет. Кое-кто в оппозиции считает, что есть вещи и поважнее, а потому предлагает исключить названный документ из расписания пленарной недели Верховной Рады. Однако экономические эксперты, в частности исполнительный директор центра социально-экономических исследований CASE-Ukraine Дмитрий Боярчук, считают, что введение финансовых казначейских векселей поможет частично снять нагрузку с государственного бюджета и несколько упростить возврат НДС. «Финансовый вексель может быть долговым инструментом, — говорит он, — это своего рода помощь деньгам. Сейчас государство должно продемонстрировать готовность реально погашать эти векселя, тогда они будут интересны и для финансового сектора», — уверен эксперт.
По его мнению, появление финансовых векселей может упростить и ускорить процедуру возмещения НДС, поскольку в бюджете не всегда есть «живые» деньги, а выписать вексель всегда проще, нежели найти деньги на возмещение. Как напомнил Боярчук, в случае возникновения бюджетных проблем их традиционно решают в первую очередь за счет приостановки возврата НДС. Финансовый вексель может частично снять эту проблему, что особенно важно в условиях, когда доходы бюджета ниже, чем в предыдущие годы. Соглашаясь с тем, что сейчас этот чисто экономический вопрос политизируется, директор центра отмечает, что бизнесу, конечно, интереснее получать из бюджета живые деньги, а не долговые обязательства правительства.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко защищает векселя еще более решительно. По его словам, в оппозиции «очень хорошо знают, что введение векселей положительно повлияет на экономику страны, решит проблему задолженности по НДС, увеличит оборотные средства и даст стимул для роста ВВП минимум на 5%». «Их (оппозиции. — Авт.) аргументы, — продолжает Охрименко, — полная чушь, они понимают позитив от новации, однако за счет этой критики хотят дорваться до власти. Для них очень важно не допустить внедрения векселей, так как это, прежде всего, будет влиять положительно на жизнь простых украинцев и тем самым плохо — на их политическое будущее». Охрименко уверен, что по своей сути финансовые казначейские векселя ничем не отличаются от ОВГЗ-НДС, которые «частично решили проблему нашего госбюджета». «Никто не спорит, что возмещение НДС живыми деньгами, — соглашается эксперт, — это лучше, чем любые векселя или облигации. Но и факт, что политики, которые сейчас выступают против финансовых векселей, в далекие 1990-е годы протолкнули закон, согласно которому кассовый метод учета уплаты НДС был заменен на метод «по первому событию». По мнению Охрименко, задача власти сегодня заключается в том, чтобы эмиссия гривны не могла превратиться в доллары, для чего нужны финансовые векселя банков.
Президент УСПП, народный депутат Анатолий Кинах также считает, что вексель пора вводить в закон. В комментарии «Дню» он подчеркнул, что в Украине все последние годы наблюдается такое негативное явление, как рост масштабов платежного кризиса. По его словам, общий объем кредиторской и дебиторской задолженности субъектов хозяйствования и бюджетов уже больше двух годовых ВВП — «это миллиарды и миллиарды гривен». Как уверен народный депутат, этот вопрос однозначно надо решать, поскольку вексель как долговой документ — это распространенная мировая цивилизованная практика. Он не сомневается в том, что Украине необходим современный цивилизованный оборот векселей. Тем более, что украинские предприятия ощущают недостаток оборотных средств, а дорогостоящие кредитные ресурсы им практически недоступны.
Народный депутат поддерживает предложения, сформулированные в законопроекте №2846 о вексельном обороте. Но при этом он отмечает, что очень важно, чтобы парламентом и правительством были учтены многие важные детали. Так, Кинах настаивает на создании механизмов вексельных расчетов при задолженности госбюджета перед местными бюджетами, по возмещению отрицательного сальдо НДС, что поможет решить проблему оборотных средств предприятий. При этом он обращает внимание на то, что наряду с принятием соответствующего законодательства правительство должно поработать над порядком обращения векселей. В нем, как считает парламентарий, должно быть учтено, что в том случае, если налогоплательщик получает от государства вексель, он должен иметь право рассчитываться им по своим текущим обязательствам перед бюджетом, в том числе при уплате ввозного импортного налога на добавленную стоимость. Этот порядок, по мнению Кинаха, должен предусматривать контроль дисконтирования векселей, их оборота в банках. «Если все это будет, — отмечает президент УСПП, — то мы уверены, что сокращение бюджетной задолженности перед предприятиями позволит снизить остроту кризиса неплатежей». По его мнению, это особенно важно в условиях, когда экономика страны уже четвертый квартал подряд демонстрирует отрицательные показатели, то есть признаки классической рецессии.
Не возражает против реанимации вексельного оборота в стране и профессор, академик Международной академии жизнедеятельности, заведующий кафедрой менеджмента Госинститута подготовки кадров Петр Супрун. Однако он утверждает, что векселя несут в себе двойной смысл, и этой формой экономического общения в предпринимательской среде нельзя злоупотреблять. Вместе с тем академик отмечает, что в отдельных случаях вексельный оборот имеет «очень положительный аспект». Он придает гибкость во взаимоотношениях субъектам предпринимательства — производителям и потребителям. «И особенно эта гибкость нужна, — подчеркивает профессор, — когда мы начинаем развивать такое направление, как стратегические альянсы и кластеры, и тем более на межрегиональном уровне при создании действительно конкурентоспособного продукта». «Это направление, — продолжает Супрун, — связано с выигрышем во времени при внедрении инноваций». Он еще раз подчеркивает: «Этим делом нельзя злоупотреблять, как это часто делает наш деловой мир из-за низкой правовой культуры, а по сути правового нигилизма и отсутствия ответственности». И все же академик заканчивает свой комментарий «Дню» на оптимистической ноте: «Когда конкуренция перерастает в партнерство, то с помощью векселей предпринимательские сообщества могут быстрее создавать инновационные конкурентоспособные продукты, которые будут прославлять нашу страну».
P.S. Во вторник вечером Раде не хватило одного голоса, чтобы принять вышеназванный законопроект. Оппозиция подвергла его резкой критике. «Мы фактически возвращаемся в 1990-е годы, когда бюджет будет рассчитываться с местными бюджетами и предприятиями векселями», — сказал представитель фракции «Батьківщина» Сергей Соболев. И все же Партии регионов удалось при поддержке Компартии и части внефракционных депутатов провести в первом чтении 227 голосами еще один законопроект о похожих поправках в Налоговый кодекс. Но упомянутые законы обязательно должны работать в паре... Так что векселя все еще вне закона.