При нормальных денежных отношениях он стоил бы совсем недорого.
Харьковский велозавод стал чемпионом по падению в пропасть среди крупных предприятий города. Если в 1985 г. здесь было выпущено 865 тысяч машин, то в прошлом — 66 тысяч. Рабочие, измученные невыплатами заработной платы, в знак протеста несколько раз перекрывали трамвайные пути. На 31 декабря долги завода в бюджет, смежникам и энергетикам достигали 20 миллионов гривен.
Но сейчас велосипедный работает. В смену делает 800 машин. В основном это дорожная «Украина». В первом квартале с конвейера сошло 35 тысяч, до конца года выпустят 140 тысяч. Новый председатель правления закрытого акционерного общества Леонид Орел уверен, что через пару лет предприятие выйдет на уровень пятисот тысяч штук и будет получать прибыль.
Уже сейчас на проходной появились объявления: требуются рабочие разных профессий. У руководства прошли желания избавиться от социальной сферы — общежитий, пансионатов на берегу моря. Возродилась уникальная в Украине школа подготовки олимпийского резерва велосипедистов — «Олимпия».
На заводе не устают удивляться поразившему предприятие кризису. Ведь велосипеды по востребованности можно сравнить с производством продуктов питания. Даже более: чем беднее страна, тем больше требуется этого вида транспорта. Да и для осуществления производственной программы есть, кажется, все условия. Сохранились производственная база, коллектив, почти идеальная, мало подверженная воздействию политических передряг система кооперации (из комплектующих здесь получают только резину из России и цепи из Прибалтики). Имеется и полный портфель заказов. Заявки на велосипеды поступают из России, Грузии, Молдавии, Казахстана. Из Германии просят поставить 10 тысяч спортивных велосипедов с открытой рамой, из Польши — тысячу тандемов. Нет «мелочи» — денег, оборотных средств.
А раз так, то бартер, это платежное средство бедных, применяется вовсю. Велосипеды охотно берут не только производители металла и электроэнергии, но даже казначейство, Пенсионный фонд и сама Налоговая администрация. Потом эти «Украины» в некоторых областях выдают учителям вместо зарплаты. Из 800 велосипедов, которые завод выпускает в сутки, 600 уходят на расчеты с кредиторами.
Впрочем, со своими рабочими расчет идет также продукцией. На базарах она затем продается за 150 и даже за 120 грн. Это и есть ее рыночная цена. А завод отпускает свою «Украину» по 220 грн. Леонид Орел утверждает, что если бы вернулись нормальные денежные отношения, то себестоимость продукции удалось бы снизить на 30%, соответственно и отпускная цена приблизилась бы к рыночной. Скажем, «Днепроспецсталь» согласна отпускать металл за живые деньги вполовину дешевле, чем по бартеру. Вот к чему привела, считают на предприятии, монетаристская политика государства. Ведь брать кредиты под нынешние проценты предприятие с длинным или средним оборотом просто не может.
— Мы пытаемся получить пять миллионов из Инновационного фонда для внедрения двадцати новых моделей, — сообщил Л.Орел. — Конструкторские разработки у нас есть. Согласно постановлению Кабмина о поддержке приоритетных программ рассчитываем получить десятимиллионный кредит на пять лет. Роман Шпек обещал выделить $5 миллионов под 8 процентов годовых. Будет эта валюта — будет не только велосипед для бедной страны, но и новая конкурентоспособная машина, удовлетворяющая требования взыскательного зарубежного заказчика.