Международный имидж станы формируется трудно и долго. И есть люди, которые продвигают «бренд Украина» не без риска для жизни, поскольку условия, в которых им приходится проявлять свой профессионализм, подчас весьма экстремальные. К сожалению, именно таких «имиджмейкеров» у нас менее всего знают. Между тем в мире они известны как надежные партнеры, готовые в любой момент прийти на выручку.
Речь идет о компании «Украинские вертолеты». Она была создана в 2002 году. К тому времени вертолетный парк Вооруженных сил Украины представлял собой то, что на профессиональном сленге называется «ремонтный фонд». Именно 16 единиц из него и взяло в аренду новое предприятие. Потратив на восстановление, ремонт и модернизацию винтокрылых конструкций более 42 миллионов гривен, компания получила на выходе 11 вертолетов Ми-8МТВ-1, способных выполнить любую поставленную задачу. На машины были установлены дополнительные топливные баки, позволившие увеличить дальность полета до 1 150 км. В кабинах появились современные пилотажно-навигационные комплексы, дающие возможность использовать как наземные, так и спутниковые системы навигации.
Но самое главное, «Украинские вертолеты» смогли сохранить элиту летного и инженерно- технического состава. Средний опыт работы специалиста в компании составляет сегодня 20 лет, средний налет пилота — пять тысяч часов. Около 70% летного состава и 90% инженерно-технического — бывшие военные. Добавьте к этому управленческую команду и получите коллектив, поставивший перед собой амбициозную цель — стать официальным перевозчиком ООН, Международного Красного Креста и других авторитетных международных организаций.
В трудовой биографии «Украинских вертолетов» имеются записи об успешно выполненных миссиях на территории Азии, Африки и Латинской Америки. Сухая, казалось бы, статистика поражает воображение. В 2005 году в Пакистане девять вертолетов компании в тесном сотрудничестве с американскими и британскими ВВС эвакуировали 13,7 тысячи пострадавших от землетрясения и доставили 6,1 тысячи тонн гуманитарных грузов в высокогорные районы страны. В 2006— 2007 годах пилоты компании участвовали в ликвидации последствий землетрясений, наводнений и ураганов в Кении, Сомали, Эфиопии, Мозамбике, Пакистане и Уганде. Восемь вертолетов компании эвакуировали почти 8,5 тысячи человек и доставили более 1,7 тысячи тонн грузов.
У летчиков компании имеется немалый опыт действий в условиях вооруженных конфликтов. В 2006 году именно наши парни по просьбе правительства Канады в срочном порядке эвакуировали из Бейрута работников дипломатической миссии этой страны и несколько сотен мирных граждан, собравших на территории посольства. В настоящий момент 5 вертолетов компании работают в совместной миссии ООН и Африканского Союза в Дарфуре (Судан). По признанию очевидцев, активная гуманитарная миссия в этом районе, который уже длительное время является ареной вооруженного конфликта между африканским оседлым населением и арабоязычными кочевниками, стала возможной только после прибытия украинских машин. Кстати, саму переброску техники (или, как говорят профессионалы — «позиционирование своим ходом») из Турции, где к тому времени закончилось действие очередного контракта — провели в предельно сжатые сроки.
Если вывесить все благодарности, полученные компанией «Украинские вертолеты» за время выполнения разнообразных гуманитарных и спасательных миссий, то в кабинете ее генерального директора В.Ткаченко не хватит целой стены. А посмотреть было бы на что. Вот выдержка из письма руководителя службы гуманитарных воздушных перевозок ООН (Всемирной продовольственной программы) Говарда Тонкса: «Как руководитель Службы гуманитарных воздушных перевозок во время выполнения вертолетных работ с местом базирования в Аботтабаде, я имел возможность работать в тесном контакте с экипажами и персоналом авиакомпании «Украинские вертолеты» и могу подтвердить, что задача выполнялись ними на высоком качественном уровне. Работники авиационной компании оказали большую поддержку Службе гуманитарных воздушных перевозок ООН в деле выполнения миссии в Пакистане».
А чего стоит профессиональное признание менеджера проекта «Скайлинк Авиэйшн Инк.» (СONCORD XXI Inc.): «Как бывший руководитель авиационных программ Мировой продовольственной программы ООН и региональный менеджер компании «Скайлинк» в данное время, я могу сказать, что «Украинские вертолеты» имеют одну из самых профессиональных команд пилотов и технических специалистов. Они всегда выполняют возложенные на них задачи на высоком уровне, даже если речь идет о более чем непростых ситуациях, на которые они не нарекают. Кроме того, большой запас запчастей и высокий уровень технического обслуживания помогли им выполнить задачи со стопроцентной отдачей, чем они заслуживают большую благодарность «Скайлинка» и правительства Канады».
Обратим особое внимание на фразу об отсутствии жалоб на непростые условия. Не знаем что это — профессиональные качества или проявление мужского характера, но компания «Украинские вертолеты» продолжает успешно приращивать позитивный имидж Украины, не жалуясь при этом на условия своей работы ни вне, ни внутри страны. Между тем, с марта прошлого года ей приходится бороться не только с пожарами и наводнениями, но и с теми, кто положил глаз на успешный бизнес. Хотя ситуация в целом знакомая: пока ты по уши в кредитах и до кровавых мозолей зарабатываешь авторитет и пробиваешь контракты, ты никому не интересен. Но стоит получить первую прибыль, как тут же обнаруживаются «доброжелатели», жаждущие поучаствовать в ее распределении.
Мы не сомневаемся в том, что, в конечном счете, компания сможет защитить себя. Вопрос в том, вправе ли спокойно реагировать на такие попытки разрушить бизнес наше государство и общество? Потому что трудно будет ответить на вопрос, а что случилось с «Украинскими вертолетами», который обязательно прозвучит в Канаде и Турции, в Кении и Судане, на Мадагаскаре и Гаити, и еще в десятке стран мира. Не придется ли говорить, что настоящие профи, спасшие тысячи жизней, не смогли защитить себя от «наезда» зарвавшихся чиновников. Но что тогда подумают об Украине?..