Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Владелец трубопровода должен уважать европейские правила»

Янез КОПАЧ привел пять ключевых аргументов, почему «Газпром» не должен распоряжаться украинской ГТС
5 июня, 2013 - 12:59
ПО СЛОВАМ ДИРЕКТОРА СЕКРЕТАРИАТА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ЯНЕЗА КОПАЧА, ВО ВРЕМЯ ОЧЕРЕДНОГО ВИЗИТА В КИЕВ НИКТО ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА НЕ ИЗЪЯВИЛ ЖЕЛАНИЯ С НИМ ВСТРЕТИТЬСЯ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Янез КОПАЧ

Украина должна ускорить энергетические реформы. Об этом заявил в рамках IV Европейско-украинского энергетического дня директор секретариата Энергетического содружества Янез Копач. По своим полномочиям и влиянию — это второй человек в энергетических вопросах на европейской территории. Впрочем, несмотря на всю важность его статуса, визит пана Копача уже во второй раз официальная власть (судя по словам зарубежного гостя) практически проигнорировала. «В прошлый раз я встречался с заместителем министра Макухой. У меня была запланированная встреча и с министром энергетики и угольной промышленности Ставицким, но в последнюю минуту ее отменили, поэтому я и встретился с Макухой. На этот раз встречаться уже не с кем. Я пытался связаться с другими заместителями, но пока безуспешно», — констатировал гостеприимство украинской власти Копач.

Что ж, похоже, украинской власти не до советов энергетической VIP-персоны. Причины такого поведения могут быть разные. Возможно, ей не сообщили о приезде такого высокого гостя. А может, набор европейских энергетических советов в Кабмине и отраслевом министерстве давно знают, но конкретных решений в ответ не могут озвучить, поэтому и не наступают на больную мозоль. А еще же есть резонансный законопроект о приватизации украинской ГТС (политические партии его окрестили не иначе как сдачей «трубы» России), который, по признанию разработчиков, появился как результат выполнения условий присоединения Украины к Энергетическому содружеству. Словом, для дискуссии двух сторон сегодня собралось много неудобных вопросов. Каким бы ни было объяснение, но факт остается фактом: позицию директора Секретариата Энергетического Содружества в Украине все же услышали... СМИ.

Во время своего выступления в рамках IV Европейско-Украинского Энергетического Дня Копач заявил, что продвижение Украины в рамках создания единого энергорынка с ЕС задерживается. «Общий энергорынок — это часть выполнения условий третьего энергопакета. Но, честно говоря, только «Бурштынский остров» может быть частью этого энергорынка, потому что вся другая часть Украины — не синхронизирована с электросетью ЕС. Поэтому здесь будет задержка», — констатировал он.

По словам Копача, не решены и другие моменты. На вопрос украинских СМИ, решены ли вопросы, поднятые в двух письмах (о доступе к энергосети «Бурштынского острова» и содержании серы в жидком топливе), которые Секретариат посылал в адрес украинского правительства, чиновник ответил так: «Эти вопросы решаются медленно, но по крайней мере они не были проигнорированы».

«День», в отличие от правительственных чиновников, побеседовал с директором Секретариата Энергетического Содружества и выяснил его мнение относительно основных энергетических вопросов, которые сегодня затрагиваются в Украине.

«СНАЧАЛА НАДО СОЗДАТЬ ЧЕТКИЕ ПРАВИЛА»

— Пан Янез, не считаете ли вы, что доступ «Газпрома» к украинской ГТС закроет дорогу нашей стране к единому энергорынку с ЕС?

— Не суть важно, кто владелец трубопроводов. Владелец трубопровода должен уважать европейские правила. «Газпром» не хочет придерживаться этих правил, ведь он хочет быть монополистом и не будет доволен доступом третьих сторон. В этом и проблема. Но если Украинское государство в своей законодательной базе все эти вопросы урегулирует, то будет защищено. Поэтому сначала надо создать четкие правила, а затем уже не имеет значения, кто будет владельцем трубы.

— А сейчас этих правил нет?

— Сегодня нет таких четких правил.

— Как думаете, не приведет ли в таких условиях передача украинской «трубы» в аренду или собственность «Газпрома» к тому, что Украина будет вынуждена выйти из Энергетического содружества?

— Нет, это не означает, что Украина должна выйти из европейского Энергетического содружества. Мы начнем дискуссии, дебаты и процедуру решения споров, как это было в вопросе с расположением на Бурштынском острове генераций. Но передача украинской «трубы» в аренду «Газпрому» не означает автоматическое лишение членства в какой-либо международной организации. Даже страны-участницы ЕС не всегда соблюдают директивы. Но мы не выгоняем членов, если они не могут выполнить определенные директивы, а пытаемся помочь им, чтобы они выбрали правильный путь.

— Украина в свое время надеялась на помощь Европы в финансировании модернизации ГТС. Но надежды не оправдались. Почему, как вы думаете, ЕС не помощник в этом вопросе?

— Я не могу комментировать вещи, которые принимаются Европейским Союзом, потому что я из Энергетического Секретариата. Настолько мне известно, ЕС очень редко помогает странам, не являющимся его членами. Честно говоря, Евросоюз частично финансирует некоторые проекты наподобие инфраструктуры, но не в соседних странах. Он всегда помогает технически и в решении небольших финансовых вопросов. Однако в этом случае важно, что если законодательство вашей страны согласовано с европейскими правовыми нормами, то вам будет значительно легче получить финансовую помощь в таких организациях, как Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк.

— Во время конференции звучал тезис, что ГТС Украины могут передать в управление «Газпрома». Раньше речь шла о консорциуме. Как вы прокомментируете то, что в таком случае Европу могут исключить из этого процесса?

— Европейский Союз, как политическая институция, не заинтересован в участии в консорциумах, потому что они прежде всего являются объединением компаний. Конечно, определенные компании стран Европы, например Германии или Франции, были заинтересованы в консорциуме. Однако, как я уже объяснил во время пресс-конференции, важнейшим является соблюдение правил прозрачности, предоставление доступа третьей стороне и здоровая конкуренция. Не так важно, кто является владельцем трубы. Однако я считаю, что ГТС Украины не пойдет на пользу иметь «Газпром» в качестве владельца. Предыдущий опыт показывает, что у стран, где «Газпром» выступает владельцем контрольного пакета газотранспортных систем, возникают проблемы с соблюдением вышеуказанных норм. Вполне вероятно, что эти проблемы повторятся и в случае с Украиной.

«УКРАИНА ВСЕГДА БУДЕТ ИНТЕРЕСОВАТЬ ЕВРОСОЮЗ»

— Не лишат ли проекты по диверсификации источников энергии и строительство обходных газопроводов украинскую «трубу» инвестиционной привлекательности? Иными словами, не потеряет ли ЕС интерес к ней?

— ЕС никогда не потеряет интерес к Украине, ведь это наш непосредственный сосед. Я верю, что, с газом или без, Украина всегда будет интересовать Евросоюз. Я не уверен относительно точных цифр, но сегодня украинская ГТС способна перекачивать около 95 миллиардов кубических метров газа ежегодно. Насколько мне известно, в течение прошлого года транспортировали только 55 миллиардов кубических метров, то есть немножко больше, чем половина имеющегося потенциала. Это не результат политических процессов, а, скорее, следствие экономического кризиса и появление новых терминалов, поставляющих сжиженный природный газ со всего мира. Он дешевле, чем российский газ. С моей точки зрения, эта тенденция будет продолжаться. Лично я не уверен, что «Южный поток» вообще будет построен. Этот проект не обоснован логически и экономически невыгодный. Существуют и другие проекты газопроводов, например Трансадриатический трубопровод, по которому планируется транспортировать газ из Азербайджана в Южную Италию. Он находится на достаточно серьезной стадии разработки, хотя я не уверен, завершат ли его. Еще есть газопровод «Набукко». В целом тенденция снижения использования существующих транзитных мощностей будет продолжаться. Поэтому я не вижу логики в строительстве новой российской газотранспортной системы.

«7-МИЛЛИАРДНЫЙ ГАЗОВЫЙ ДОЛГ — СЛЕДСТВИЕ ВНУТРЕННЕГО ПОВЕДЕНИЯ ТОГДАШНЕЙ УКРАИНСКОЙ ВЛАСТИ»

— Не чувствует ли себя Энергетическое содружество виноватым в том, что Украина сегодня ищет компромисс с Россией в вопросе владения ГТС? Ведь, когда в январе 2013 года Украина столкнулась с проблемой огромного газового долга в семь миллиардов долларов, на который намекала Россия, Энергетическое содружество и Европа единогласно молчали.

— Этот долг не был результатом советов или инициативы ЕС или Энергетического содружества. Он является следствием внутреннего поведения тогдашней украинской власти. Но Евросоюз это понимает. Именно поэтому ведутся переговоры об отмене соглашения, которое привело к возникновению газового долга. И это произойдет не только в виде слов на бумаге. Они будут подкреплены финансовой помощью. Все всегда зависит только от внутренних решений украинской власти.

Одной из самых весомых причин возникновения этого долга была цена на газ. И эту цену определили решением украинской власти. В это же время Евросоюз предлагает либерализацию цены на газ, определение и защиту уязвимых клиентов благодаря государственному финансированию, а не с помощью перекрестного субсидирования. ЕС оказывает помощь во внедрении энергосберегающих мероприятий, которые, к сожалению, пока еще не распространены в Украине. А они весьма необходимы, ведь помогли бы уменьшить объемы использования газа и зависимость от российского голубого топлива. Наконец, каждая страна, особенно такая большая, как Украина, всегда зависит от собственных решений. Небольшие страны могут становиться жертвами глобальных игроков, но Украина точно зависит от собственных решений.

— Обращалась ли Украина на момент возникновения газового долга к Энергетическому содружеству как его участник с просьбой помочь решить этот вопрос?

— Газовый долг возник в результате контракта с «Газпромом», который был заключен еще прежней властью. Мы не видели этот договор и узнали о нем из газет, но его текст нам официально не посылали... Украина не обращалась к нам за советом. Если бы она обратилась, мы охотно предоставили бы его. И в этом плане ничего не изменилось до сих пор...

— С вами сегодня советуются относительно написанного законопроекта о приватизации ГТС? Поддерживаете ли вы этот вариант?

— Еще нет. Но мы знаем о нем, ведь во время нашей последней встречи с заместителем министра Макухой он сообщил нам, что этот законопроект на стадии разработки.

«ПРИВАТИЗАЦИЯ ГТС НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ВОЗЛОЖЕННЫМ НА УКРАИНУ СОГЛАШЕНИЕМ С ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ СОДРУЖЕСТВОМ»

— Проявила ли украинская власть намерение проконсультироваться с Энергетическим содружеством относительно этого законопроекта?

— У меня нет информации по этому поводу. Мне надо посоветоваться с моим экспертом, я не могу с уверенностью утверждать, что не было абсолютно никаких контактов со стороны украинской власти. Однако хочу еще раз отметить: приватизация ГТС не имеет отношения к обязательствам, возложенным на Украину соглашением с Энергетическим содружеством.

— Какой, с вашей точки зрения, оптимальный вариант приватизации украинской ГТС?

— Я не решусь высказывать собственное мнение по этому вопросу, потому что не имею достаточно информации. Я не знаю все детали финансовой ситуации и всех сложностей, поэтому я не могу дать совет, даже личный. Но, конечно, очевидно, что украинская ГТС должна быть модернизирована. Необходимо установить справедливый тариф на пользование ею, который будет обеспечивать содержание газотранспортной системы в хорошем состоянии. И конечно, это влияет на цену на газ.

— Сможет ли Украина избавиться от газовой зависимости от «Газпрома» в будущем, если будет проводить реформирование газового сектора так, как это делается сегодня?

— Что касается реформ, действительно, они проходят достаточно медленно, поэтому мне трудно более конкретно это прокомментировать.

— Довольны ли вы скоростью реформ в Украине?

— Мы были бы рады, если бы процессы относительно имплементации директив Энергетического содружества в Украине проходили быстрее. Утверждение планов задерживается и часто откладывается... Однако все-таки я оптимист: в Украине есть люди, ориентированные на реформы. Мы очень верим в то, что реформы в Украине будут успешными.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ