— Наличие долгов, от которых, кстати, «Сумыхимпром» не отказывается,
свидетельствует, что экономическое положение у вас далеко не лучшее. Так
ли это, Владимир Александрович?
— Напротив. Немногие предприятия Украины имеют такие показатели роста
объемов выпуска ликвидной продукции, как «Сумыхимпром». Так, в 1996 году
рост производства технической продукции (а это более 55 наименований) составил
25,6% против предыдущего года. И в 1997 году предприятие выполнило все
задания правительства по обеспечению села минудобрениями. Ныне по итогам
первого полугодия выпуск продукции на 25% превысил показатели аналогичного
периода минувшего года.
Вот уже несколько лет подряд «Сумыхимпром» на 100% кредитует своей продукцией
сельскохозяйственных товаропроизводителей Украины. При этом все постановления
Кабинета Министров, определяющие характер отношений между производителями
и потребителями этой продукции, имеют один и тот же существенный недостаток
— отсутствие четкого механизма возврата этих кредитов. Из года в год увеличивается
как количество должников и их «география», так и суммы задолженности перед
«Сумыхимпромом». Cегодня суммарная задолженность предприятию составляет
более 10 миллионов гривен.
— Много ли должников у «Сумыхимпрома»?
— Более чем достаточно. Среди них государственные структуры, к примеру,
«Укрвнешхимпром», не вернувший более 1,5 млн. грн. еще за 1996 год, сельхозпроизводители
и фирмы-посредники-облагрохимы чуть ли не всех регионов Украины. По постановлению
Кабмина № 977 от 03.09.97 г. «Об условиях обеспечения минеральными удобрениями
нужд сельского хозяйства под урожай 1998 года» мы отгрузили потребителям
суперфосфата гранулированного аммонизированного на сумму 22,7 млн. грн.
За эту продукцию получили от Государственной акционерной компании «Хлеб
Украины» к началу августа текущего года лишь 2,9 млн. грн. «живых денег»
и векселей, эмитентом которых она является, эвалированных Главным управлением
Государственного казначейства Украины на сумму 16,8 млн. грн. с датой погашения
20.12.98 г. При этом реализовать в качестве средства платежа эти векселя
можно с дисконтом не менее 35%, что приведет к убыточности производства
минудобрений.
— Как положение, сложившееся с расчетами за отгруженные удобрения, сказывается
на финансовом положении предприятия?
— Отсутствуют средства на производственные нужды, выплату зарплаты,
реализацию социальных программ, платежи в государственный и местный бюджеты,
внебюджетные фонды. Не следует забывать, что сырье для производства фосфорных
минудобрений в связи с его отсутствием в Украине приходится приобретать
за валюту за границей. Расчет же за произведенные удобрения осуществляется
потребителями в гривнях. Упомянутое постановление мы начали выполнять осенью
1997-го, а на пороге уже осень
98-го, в преддверии которой предприятие имеет пока лишь векселя и должников.
Если предположить, что все потребители вдруг возьмут да и дружно рассчитаются
со своими долгами, то потери «Сумыхимпрома» только на разнице курса доллара,
который в последние дни августа изрядно вырос, составят около 2 млн. долларов.
Понятно, что ожидать полного расчета сложа руки мы не будем. Во избежание
остановки производства вынуждены брать банковские кредиты. Но если весной
текущего года кредитная ставка НБУ была 45% годовых, то в конце лета —
уже 82%. Получается, что, рассчитываясь за товарные кредиты дефицитной
и ликвидной продукцией, мы снова лишаем себя возможности получить «живые»
деньги, крайне необходимые на развитие производства, зарплату, социальные
нужды, платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
— А знают ли в «высоких кабинетах» о таком положении дел и всех его
нюансах?
— О положении дел на предприятии мы не раз информировали Президента
Украины и его администрацию, Кабмин и премьер-министра, все заинтересованные
министерства, руководство Пенсионного фонда Украины, главу Сумской областной
государственной администрации и председателя Сумского облсовета. Но единственное,
чего удалось добиться, так это поручения Валерия Пустовойтенко от 18.06.98
г., разрешающего отсрочку по платежам в бюджет и Пенсионный фонд до 25.12.98
г., то есть на пять дней позже срока, установленного для реализации векселей
ГАК «Хлеб Украины». Как и за чей счет жить практически полгода, израсходовав
для выполнения правительственной программы все имеющиеся ресурсы и не имея
задела на будущее? Об этом ни одна высокая инстанция нам не поведала.
Расширенное заседание Кабмина в киевском Дворце «Украина», где руководители
предприятий и местных органов власти были жестко ориентированы на незамедлительное
погашение долгов перед бюджетом и Пенсионным фондом, — мера, казалось бы,
необходимая. Однако нельзя согласиться с попыткой подстричь всех должников
под одну налоговую гребенку. Подход к таким «без вины виноватым», как «Сумыхимпром»,
которого кое-кто уже поспешил причислить к злостным должникам, должен быть
совершенно иным. Ведь именно «четкое» выполнение нескольких постановлений
Кабмина вынудило руководство предприятия искать нестандартные решения,
идти на производственный риск. Нам нужно было снять социальную напряженность
в коллективе, выплатить зарплату, задержанную более чем на три месяца.
Конечно, это вызывает у некоторых ретивых исполнителей желание организовать
«охоту на ведьм», предъявляя предприятию необоснованные штрафные санкции
при явном непонимании реального положения дел. Дело в том, что у нас создано
потребительское общество «Взаимопомощь». Оно действительно нестандартное
и в привычные кодексы 37-го года не вписывается...
Если уж государство в лице Кабинета Министров и предприятие становятся
партнерами в обеспечении аграрного сектора удобрениями, то отношения между
ними должны быть истинно партнерскими от начала и до конца. Ведь рассчитайся
ГАК «Хлеб Украины» и прочие хронические дебиторы вовремя с «Сумыхимпромом»
за произведенную им продукцию, то, глядишь, предприятие забыло бы о долгах
перед бюджетом, а правительство забыло бы о нем, как о должнике.
Как указывается в недавнем постановлении президиума УСПП, «выбивание»
налогов путем силового давления на руководителей предприятий без комплексного
разрешения сути проблемы — преодоление платежного кризиса и проведение
взвешенной денежно-кредитной политики ведут к разрушению производственного
и кадрового потенциала. В этом, по-видимому, и есть суть вышеподанной статьи.