Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владимир ВОЕВОДИН: «Земельный банк необходим для того, чтобы землю не терять»

26 июня, 2008 - 00:00

Не первый год в нашей стране пытаются решить земельный вопрос. Но в 2008 году о необходимости кардинальных изменений в земельном направлении заговорили все и сразу. Чего не хватает для нормальной работы земельного рынка в Украине — об этом «Дню» рассказывал глава Государственного комитета Украины по земельным ресурсам Владимир ВОЕВОДИН.

— Эксперты говорят, что к свободному рынку земли сельские жители не готовы. Как вы считаете, это действительно так?

— Наши крестьяне давно работают в рыночных условиях. Сейчас они оформляют договоры аренды на свои земли. Уже 27 миллионов гектаров украинской земли распаеваны. Владельцами этих паев стали 6,9 миллиона граждан, из которых 6,2 миллиона получили государственные акты на земельные участки. Хочу сказать, что самостоятельно обрабатывает свои наделы очень мало людей. Подавляющее большинство сдает их в аренду. Поэтому они фактически работают в рыночных условиях. Единственная преграда для появления легального рынка земли в Украине — действие моратория. Разумеется, арендная плата достаточно низкая, и в среднем по Украине она составляет 140 гривен за гектар. Безусловно, это очень, очень мало. Госкомзем сегодня работает над созданием таких условий, чтобы крестьянам выгодно было сдавать земельные участки в аренду, а не продавать их после снятия моратория.

— О чем речь?

— Мы будем инициировать внесение изменений в Закон «Об аренде земли». Что касается размера ставки, то есть разные позиции. Но главный принцип такой: увеличивая арендную ставку, не навредить самим товаропроизводителям. Мы склоняемся к тому, что размер новой арендной ставки должен равняться половине учетной ставки Нацбанка. Это в пределах 6% от нормативной денежной оценки земли. Сейчас плата за пользование землей составляет 1,5—2%.

— Снятие моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения — половина дела, ведь остается еще и другой мораторий, определяющий, сколько же земли можно давать в одни руки. Какова позиция Госкомзема в этом вопросе?

— В парламенте есть три законопроекта: один правительственный и два депутатских. В правительственном определено, что предельные размеры для владения земельным участком в одни руки будут устанавливаться Кабмином по предложению Министерства аграрной политики и Академии аграрных наук. В других законопроектах предлагают сто гектаров, или дают уже конкретные цифры для разных регионов. Сегодня быстрыми темпами происходит глобализация мира, и надвигается угроза продовольственного кризиса. Именно поэтому в аграрном секторе преимущество получают большие хозяйства, а не мелкие фермеры. Это связано с тем, что такие хозяйства могут применить современную технику, и их денежный оборот значительно больше фермерского.

— Озвученная вами схема очень напоминает ручное управление...

— Украина большая, и в разных областях может быть разная позиция относительно того, сколько гектаров земли необходимо для нормального ведения хозяйства. Если для Ивано-Франковска 50 гектаров может быть достаточно, то для Херсонской и Николаевской областей даже площадь в тысячу гектаров — небольшая. Но это только предложения, все ведь решает парламент.

— Как вы относитесь к созданию земельного банка?

— Сегодня 50% паев владеют пенсионеры. Из них у 30% нет правопреемников. Люди пожилого возраста не всегда могут самостоятельно обрабатывать свои паи и достаточно профессионально решать вопрос о ее продаже. Земельный банк нужен для того, чтобы такую землю не терять.

— До конца года вы планируете закончить формирование электронного земельного кадастра. Не кажется ли вам, что это очень оптимистичная задача, ведь с ней ваши предшественники не справились даже за десять лет?

— Да, действительно, оптимистичная. Но если не ставить такую задачу, то кадастр никогда и не создадут. Я не хочу говорить о работе своих предшественников, но у меня создается впечатление, что составлять электронный земельный кадастр особенно никто и не стремился. А без него невозможно нормальное движение земли на открытом рынке. Начиная с центра до областей, мы должны видеть, что и где происходит. В оперативном режиме сегодня мы этого не можем сделать. Нужно тратить на такие процедуры немало времени.

— В чем проблема? Кто мешает его созданию?

— Для этого необходимо не только желание, но и финансовые ресурсы. Мы уже договорились со Всемирным банком, средства которого для создания такого кадастра два года были заморожены. В данный момент проходит структуризация этих $36 миллионов, на август готовятся тендеры, и эти деньги пойдут на приобретение техники, создание программы и ортофотопланов.

— Тендеры начнутся лишь в августе, но ведь необходимо, по крайней мере, шесть месяцев для создания автоматизированной системы кадастра. Как будете успевать?

— Над этим мы сейчас и работаем. Работу мы же начинаем не с ноля. У Госкомзема есть база данных, и мы ее заносим в единый электронный банк данных.

— Расскажите о процедуре изъятия земли для общественных нужд, выписанной в соответствующем парламентском законопроекте?

— Если Кабмином или Верховной Радой в пределах их компетенции принимается решение об изъятии земель для общественных нужд, то такой участок изымается. Человек может обращаться в суд, если он не согласен с проведенной денежной оценкой земли и, соответственно, предложенной денежной компенсацией. Но вернуть землю назад владельцу или его наследнику возможно лишь тогда, когда потребность в использовании земельного участка для общественных нужд исчезает. Человек может получить в виде компенсации аналогичный земельный участок.

— Какие компании будут рассчитывать экспертную денежную оценку в таком случае?

— И государственные, и частные компании имеют равные права для проведения такой оценки. В большинстве случаев существуют государственные научно-проектные институты, выполняющие землеоценочные работы.

— Как быстро, по вашему мнению, после снятия моратория состоится первый земельный аукцион?

— Процедура проведения земельных торгов будет определяться специальным законом о рынке земель. Я думаю, что для подготовки земельного участка для продажи сроки будут оптимальны.

— Эксперты говорят, что для проведения аукционов может элементарно не хватит компаний с соответствующим лицензированием, которое бы позволяло осуществлять такой вид работ?

— Нет, это не проблема. Для проведения экспертной денежной оценки у нас существует больше полутора тысяч оценщиков и три тысячи землеустроительных организаций. Что касается лицетаторов для осуществления аукционов, то сейчас проходит подготовка к этому. Лицензий пока что никто не получает, потому как законодательно вопрос с аукционами не урегулирован. Как только это произойдет, в течение месяца можно подготовить первых лицетаторов. Если определят пять научных заведений, в каждом из которых за месяц будет учиться по 50 человек, то такого количества лицетаторов, я считаю, будет достаточно.

— Что нужно сделать, чтобы ускорить разграничение земель государственной и коммунальной собственности?

— На мой взгляд, сегодня в разграничении земель государственной и коммунальной собственности не заинтересованы местные советы. А без этого провести такое разграничение невозможно. К тому же, нужны и финансы как из местного, так и государственного бюджета. На законодательном уровне не утверждена форма государственного акта на право коммунальной собственности. В ближайшее время такой акт Госкомзем предложит для утверждения.

Беседовала Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ