Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вместо угля — «словесная масса»

Министр, премьер и лидер профсоюзов расходятся во взглядах на управление энергетикой
29 июля, 2015 - 10:49
Владимир Демчишин и Арсений Яценюк / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

До зимы еще далеко, но ситуация в энергетике сильно настораживает. На утро понедельник НЭК «Укрэнерго» констатировала «небаланс» мощности в объединенной энергосистеме Украины в 2,8 ГВт, в том числе, только по тепловым электростанциям — 1,55 ГВт. Из-за обстрелов боевиками (сгорел трансформатор и разрушены линии электропередач) остановились три энергоблока Углегорской ТЭС. Кроме того, по одному блоку отключено на Ладыжинской и Запорожской станциях, на внеплановом ремонте находился блок №1 Запорожской АЭС.

Украина в рамках параллельной работы получает от соседних с ней энергосистем около 800-900 МВт, сообщил Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. «Небаланс» в ОЭС Украины он округляет до 2,5 ГВт, но указывает, что ситуация сегодня крайне напряженная. «Где-то 800-900 МВт получаем по параллельной работе от наших соседей, по перетоку. Но сегодня мы за это не платим. В конце месяца посмотрим, какой будет баланс и, я надеюсь, частично вернем мощностью. Надеюсь, это не будет продолжаться долго».

Несмотря на текущие проблемы, Минэнергоугля живет не только сегодняшним днем. Свою встречу с журналистами в понедельник Демчишин начал с рассказа о готовящихся в его ведомстве законопроектах. Это закон о рынке электроэнергии, над которым сейчас работает заместитель министра Александр Светелик. Демчишин обещает после нескольких раундов обсуждений до сентября вынести его на Кабмин, а затем и на тэковский комитет Верховной Рады. Работает министерство и над законом об энергоэффективности, который пока что, как сказал Демчишин, на очень ранней стадии. Министр считает, что это направление будет ключевой темой на протяжении последующих трех лет. Он указывает: «И проект, и финансирование, и стимулирование необходимо разрабатывать в этом направлении, потому что ресурсы (невозобновляемых источников энергии. — Авт.) очень ограничены. Вы видите, сколько усилий тратим, чтобы завозить уголь — закрывать пиковые нагрузки, а эффективность очень сомнительна — энергоносители у нас используются очень неэффективно». 

Не потому ли первым министр назвал закон о рынке угля, в котором, по его словам, будут сформулированы основные принципы этого рынка, а также принципы оценки этого топлива, поскольку на это имеется очень много нареканий, в частности, относительно ценообразования. Демчишин отмечает, что было бы правильно, чтобы продавцы просто выставляли свою продукцию на биржу, а покупатели, руководствуясь рыночными принципами, определяли ей цену. Но этому, по мнению министра, мешает («усложняет существование такой биржи») ограниченное количество покупателей и продавцов.

«Есть, конечно, и трейдеры, которые могут завозить уголь на территорию Украины с любых направлений, — говорит Демчишин, — из России, из неподконтрольной территории Украины, морским путем из ЮАР, но я понимаю, что такие поставщики на данный момент довольно пассивны («не активны») и в основном стараются выходить на конечного покупателя. Так, по его словам, «Центрэнерго» провел ряд переговоров с крупными трейдерами, но подписанных договоров пока что нет.

Демчишин коммуникабелен, деловит и напорист, как будто чувствует за своей спиной какую-то другую, на которую можно опереться. «Нам не хватает денег на зарплату шахтерам, — говорит он. — Внутренних денег, которые есть в системе, недостаточно, чтобы вкладывать в оборудование. За последние 7-8 месяцев средства, направлявшиеся на развитие шахт, были мизерными. О них даже не стоит говорить. И, не вкладывая, не логично в принципе ожидать, что шахты будут развиваться. На протяжении последних нескольких недель я ставил принципиальные вопросы перед Кабмином о перераспределении средств, которые были запланированы на ликвидацию и реорганизацию шахт, и просил направить их на оплату труда и поддержку себестоимости, что позволило бы погасить задолженность по зарплате (на сегодня — это около 400 миллионов гривен). А средства от выручки тогда можно было бы направлять на развитие и развивать угольную отрасль внутренним ресурсом».

«Этот вопрос я и сегодня поднимал на совещании у премьера, — рассказывает министр. — Но премьер говорит, что на такие программы нет средств, да и предложения эти недостаточно глубоко проработаны, хотя мы этим занимаемся не первый день. Его предложение: поднимайте цену угля, повышайте стоимость электроэнергии, перекладывайте этот вопрос на потребителей...»

Неудобный министр? Случайно ли глава правительства на прошлой неделе выразил недовольство существующей системой управления в сфере энергетики, что, по его словам,  негативно отражается на подготовке сектора к предстоящему отопительному сезону. «Рынок работает плохо», — сказал он на коллегии Минрегионстроя. По словам премьера, к предстоящему отопительному сезону Украине нужно накопить 19 миллиардов кубометров газа и минимум 3,5 миллиона тонн угля. Если по газу страна получила гарантии на сумму 1 миллиард, говорит премьер, то вопросами закупки угля Кабмин занимается в ручном режиме. В последнее время для закупки угля, по словам Яценюка, удалось привлечь один миллиард гривен от энергорынка и два миллиарда — от Ощадбанка.

Но где покупать, не решено. И тут нельзя не напомнить о недавнем сообщении энергохолдинга ДТЭК, в котором легко можно рассмотреть упреки как Минэнергоуглю, так и правительству. «Уже более года в государстве отсутствует системное решение проблемы вывоза необходимого Украине угля для ТЭС. Железнодорожная инфраструктура в зоне АТО сильно повреждена, не решена проблема дефицита локомотивной тяги и порожних вагонов», — отмечается в пресс-релизе. По этим причинам отгрузка угля от предприятий «ДТЭК Ровенькиантрацит» и «ДТЭК Свердловантрацит» — основных производителей угля дефицитной антрацитовой группы — на Приднепровскую ТЭС и Криворожскую ТЭС составила с 1 июля 2015 года всего 32 вагона при возможной отгрузке от 38 до 114 вагонов в сутки. А фактическая отгрузка угля от «ДТЭК Шахты Комсомолец Донбасса» — 50 вагонов в сутки при возможном показателе — 100-120 вагонов в сутки.

Не в восторге от деятельности министерства и его руководителя  лидер Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец. В комментарии «Дню» он сказал: «У Демчишина ничего не получается, потому что в Кабмине его никто не уважает и не хочет строить с ним отношения. Это однозначно. К тому же цены на уголь в Украине разбалансированы. Основной добытчик угля и одновременно собственник 70% тепловых электростанций ДТЭК стала очень коррумпированной при формировании тарифов на электроэнергию и во всяких разрешительных моментах. Поэтому самый лучший вариант для министра будет в том, если он через два-три месяца сбежит с Украины, а то его посадят в тюрьму или просто разорвут...»

«А то, что он рассказывает о своих дебатах с премьером, — это чисто маневры, — продолжает Валынец. — Лично мне очень неприятно, когда он врет и делает вид, что понимает суть проблем. Например, когда уголь покупают в России — стране агрессоре, причем по цене, вдвое выше стоимости украинского угля. Сегодня бастуют горняки шахты Нововолынская №1. Бастует первая смена шахты 1/3 Новогребенская (Донецкая область), отправлены в отпуск горняки шахты Украина той же области. Уже 12 дней идет пожар на шахте им. Стаханова, где работает четыре тысячи человек. Она должна добывать 5-6 тысяч тонн угля в сутки, а выдает на-гора всего 400 тонн горной массы. И примерно так по всем шахтам. В этом проблема, трагедия и цинизм нашей власти».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ